Большинство современных автомобилей оснащаются автоматическими коробками перемены передач. Более того, некоторые автоконцерны планируют через несколько лет полностью отказаться от механических КПП.
В связи со сложностью и высокой стоимостью ремонта узла встаёт вопрос о правильном обслуживании с целью продления ресурса. Одна из самых известных сервисных операций — замена масла. Почти все автопроизводители декларируют, что это не требуется, оно заливается на заводе и рассчитано на весь срок эксплуатации автомобиля.
Цель статьи — помочь автомобилистам разобраться в вопросе замены масла, понять мотивацию заводов, цели автовладельцев и дать соответствующие рекомендации.
Надо ли менять масло в АКПП
Прежде, чем начинать анализ, надо понять, что подразумевается под фразой «весь срок эксплуатации автомобиля».
Об этом прямо сообщают далеко не все. Например, Hyundai декларирует срок службы 6 лет или 180 тысяч километров. Фольксваген и Шкода прямо не говорят о предельных сроках, но дают гарантию на 2-3 года или до 100 тыс. км. У других ситуация аналогичная.
Можно сделать вывод, что АКПП должна отработать гарантийный срок — 100…150 тысяч километров или немного больше. После этого не даётся никаких гарантий и прогнозов, повезёт — проездит дольше, нет — проблему устранять за свой счёт.
Если в планах, отъездить гарантийный период и избавиться от машины, можно следовать заводским рекомендациям и масло в коробке не менять. Если же предпочтительно длительное владение или продажа через 3-5 лет за хорошую цену, стоит позаботиться о сохранности узлов и агрегатов.
Одна из составляющих поддержания надлежащего технического состояния — своевременная замена масла.
Как работает масло в АКПП и для чего его нужно менять
Ответ на этот вопрос несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Для правильного суждения требуется понимание роли масла в автоматических коробках. В МКПП оно служит для смазки, в двигателях ещё и для охлаждения зоны контакта трущихся деталей.
В АКПП оно, кроме смазки и охлаждения выполняет следующие функции:
- приводит в движение исполнительные механизмы, переключающие передачи;
- вращает турбинное колесо гидротрансформатора.
Получается, что оно больше, чем масло. Правильнее его называть рабочей жидкостью, но для ясности в дальнейших рассуждениях сохраниться первоначальный термин «масло».
Его циркуляция управляется гидроблоком — пластиной с клапанами.
В процессе работы трущиеся части изнашиваются, появляется стружка. Она оседает на магнитах, находящихся в нижней части картера и фильтрах, через которые прокачивается масло. Избыток мелких частиц попадает на рабочие поверхности клапанов. В результате нарушается циркуляция, работа коробки сопровождается толками, ударами. Со временем, контактирующие детали начинают разрушаться.
Предотвратить или отдалить пагубные последствия износа можно заменой рабочей жидкости.
Ещё один существенный момент в эксплуатации автомобиля с АКПП.
Масло в процессе работы нагревается. Для недопущения чрезмерного повышения температуры рабочая жидкость прокачивается через радиатор коробки передач. Он расположен под капотом и из-за недостаточно уделяемого внимания загрязняется. Теплопередача ухудшается, масло перегревается. Снижаются его эксплуатационные параметры — антиокислительная стойкость, вязкость и т. д. Во избежание нежелательных последствий требуется своевременная замена.
Когда менять масло в коробке передач автомат
Некоторые автозаводы в мануалах к автомобилям всё-таки указывают, когда следует заменять рабочую жидкость в автоматических коробках перемены передач.
Обычно это 80-90 тысяч километров пробега. При этом не всегда добавляется, что в тяжёлых условия эксплуатации интервал следует сократить.
Этих данных стоит придерживаться, когда декларируется несменяемость. Для коробки это будет полезней.
Как определить условия эксплуатации
Лёгкие и тяжёлые условия — понятия относительные, неконкретные. Желательно иметь более точные критерии, чтобы не тратиться на преждевременную замену рабочей жидкости и не пропустить момент, когда она действительно необходима.
Здесь можно привести аналогию с расходом топлива. В паспортных данных указано потребление на 100 км по шоссе. В реальности такой показатель достижим, только если ехать по ровной дороге с постоянной скоростью 90 км/ч. Это можно принять за лёгкие условия. Все отклонения от них дают увеличение расхода. Чем он выше, тем тяжелей дорога.
Отношение среднего расхода за некоторый период к паспортному будет достаточно объективным показателем сложности условий езды. Базовый интервал между заменами делённый на эту величину даст искомый пробег.
Возможен другой вариант — учитывать общий расход топлива. В лёгких условиях за пробег между заменами должен быть израсходован определённый его объём. Как только этот уровень достигнут, можно с достаточной достоверностью считать, что масло выработало ресурс.
Примечание. Сравнение не совсем корректно, поскольку при стоянии в дорожной пробке мотор работает, а коробка нет. Но при отсутствии других числовых критериев, можно использовать этот.
Показания к срочной замене масла в АКПП
При каждом техническом обслуживании автомобиля — через 10…15 тысяч километров или раз в год — следует проверять состояние масла коробке. Если в нем появились загрязнения или оно изменило первоначальный цвет на черный или коричневый, необходимо произвести внеочередную замену не дожидаясь нормативного пробега.
При этом будет нелишним выяснить, что привело к преждевременному ухудшению его качества и устранить причину.
Как менять масло в АКПП
Внутри автоматической коробки передач содержится множество каналов, по которым циркулирует масло и гидроцилиндров, являющихся исполнительными механизмами.
Если просто вывернуть сливную пробку, выльется только часть жидкости, находящаяся в свободном объёме. Из каналов и цилиндров слить её не удастся.
Для полной замены применяют следующие приёмы:
- Вытеснение старого масла новым. После слива части жидкости, доливается в коробку такой же объём свежей. После этого надо проехать 500…1000 км и повторить операцию. Рекомендуется проделать это 2-3 раза.
- Прокачивание. Гидравлическая магистраль коробки разъединяется в удобном месте. К одному концу подключается гидронасос, с другого производится слив. Жидкость закачивается в систему до тех пор, пока из неё не начнёт сливаться свежая, без следов старой.
Как контролировать уровень масла в АКПП
Способы проверки зависят от конструкции автоматической коробки.
Если есть щуп, определяют количество по нему — уровень должен находиться между верхней и нижней метками.
Есть контрольные отверстия — из нижнего должно вытекать, из нижнего нет. В реальности надо убедиться, что масло в коробке присутствует и уровень равен или немного ниже кромки верхней пробки.
Если контрольных приспособлений и отверстий нет, требуется специальное оборудование. Проверку можно провести только в условиях автосервиса.
Примечание. В отличие от мотора в АКПП нет расхода масла на угар. Поводом для контроля, если нет щупа, могут быть потёки жидкости, например, следы на асфальте, полу, после стоянки.
Работа АКПП и выбор масла
Два вопроса — принцип работы автоматической коробки передач и выбор рабочей жидкости для неё — объединены в один пункт, т. к. они неразделимы. Для этого вида коробок разработаны масла с определёнными свойствами.
В классических автоматах отсутствует традиционное сцепление в виде пары дисков. Вращение от двигателя к коробке передаётся двумя «гидровентиляторами»: ведущий — насосное колесо — гонит поток жидкости на ведомый — турбинное. Кроме того, давлением масла замыкаются и размыкаются фрикционные диски, включающие в работу ступени зубчатых (планетарных) передач.
Трансмиссионное масло для таких коробок маркируется литерами ATF – Automatic Transmission Fluid. В связи со специфическими требованиями выпускаются жидкости под каждую модель. Существуют универсальные жидкости (Multi-Vehicle), но различия настолько велики, что лучшим выбором будет следование рекомендациям производителей. При выборе следует обращать внимание на информацию на этикетках, где именитые компании с серьёзной репутацией на рынке указывают применимость масла для марок и моделей автомобилей.
Заключение
Итог можно подвести двумя тезисами:
- Масло в АКПП следует периодически менять — не реже, чем через 80-90 тыс. км. В тяжёлых условиях эксплуатации межсервисный пробег следует сократить обратно пропорционально увеличению среднего расхода топлива.
- Для каждой марки и модели автомобилей с АКПП надо выбирать специально предназначенное для него масло в соответствии с рекомендацией производителя. Если «родную» жидкость приобрести не представляется возможным, использовать аналог, имеющий допуск производителя. Эта информация указывается в сопроводительной документации или на этикетке.