Почему не крутит стартер и что с этим делать

Почему не крутит стартер и что с этим делать
15 минут на чтение

Стартер – небольшой, но очень важный элемент машины. Именно от его корректной работы зависит, заведется автомобиль или нет. Однако, как и любые другие детали авто, стартер может сломаться. Обычно это происходит очень неожиданно для автомобилиста – машина просто не заводится. Причиной того, что стартер не крутит, не всегда является поломка самого элемента – разберемся со всеми возможными причинами.

Как понять, что виноват именно стартер

Итак, машина не заводится. Но как неопытному автомобилисту понять, что дело именно в стартере? Это очень просто – достаточно лишь прислушаться к звукам. Если при попытке запустить мотор нет обычных звуков прокручивания стартера, но при этом из-под капота слышны какие-то посторонние звуки (щелчки, жужжание, треск), либо нет вообще никаких признаков жизни, то корень проблемы скрывается либо в самом стартере, либо в других деталях, мешающих ему нормально работать.

Как устроен автомобильный стартер

Автомобильный стартер представляет собой небольшой четырехполосный электродвигатель постоянного тока, который работает от батареи аккумулятора. Его главная функция – обеспечивать начальное вращение коленчатого вала, что прямым образом влияет на дальнейший запуск бензинового или дизельного двигателя.

Сам стартер состоит из множества деталей, среди которых тяговое реле (соленоид), ротор с коллектором, привод включения (бендикс), обгонная муфта, вилка-рычаг, «якорь», шестерня, щеточный узел, втягивающее электромагнитное реле, втулки, подшипники. Все это находится внутри металлического корпуса. На корпусе есть контакт, к которому присоединяется плюсовая клемма АКБ.

Как и любому другому электроприбору, стартеру свойственны поломки как механического типа, так и проблемы, связанные с электричеством.

Недостаточный заряд аккумулятора

Банальная, тем не менее самая распространенная причина того, что машина не заводится – это севший аккумулятор. АКБ может сесть из-за оставленных включенными на ночь фар, магнитолы, видеорегистратора или других предметов, потребляющих электричество. Конечно, аккумулятор может разрядиться и из-за своего возраста, и из-за очень низкой температуры окружающего воздуха (советуем во время сильных морозов заносить батарею домой).

Как определить, что виновата именно АКБ? При повороте ключа в замке зажигания индикаторы на приборной панели загораются и быстро потухают, при попытке включить фары они светят очень тускло и тоже гаснут. При этом из-под капота слышны щелчки – это включается реле, но энергии не хватает для запуска движка.

Так что первым делом вооружаемся мультиметром и проверяем заряд аккумулятора: если его значение меньше 12В, значит батарея просто разрядилась и ее нужно подзарядить. Можно прикурить авто (этого хватит на запуск) или в случае глубокой разрядки занести батарею домой и уже полностью зарядить с помощью автомобильного зарядного устройства.

Конечно, желательно выяснить причину, из-за которой произошла утечка энергии. Возможно, АКБ вышла из строя и нужно купить новую. Но что делать, если заряд в норме? Тогда проверьте клеммы, убедитесь, что в порядке контакты.

Сигнализация

Следующая причина – это неполадки в работе противоугонной системы (штатного иммобилайзера или установленной сигнализации). Чаще всего определить, что проблема именно в сигналке, очень просто – при попытке запустить мотор не происходит вообще ничего. Стоит гробовая тишина. Проверка батареи и других элементов показывает их рабочее состояние. При попытке подать питание напрямую от аккумулятора, в обход других систем, он начинает крутить.

Почему могут возникнуть проблемы с сигнализацией? По самым разным причинам. Возможно, вы случайно нажали какую-то комбинацию кнопок на брелоке. Может, произошел сбой в системе.

Самостоятельно решить проблему с сигнализацией вряд ли получится, поэтому буксируем автомобиль или вызываем эвакуатор (в случае, если у вас АКПП) и отправляемся на ближайшую станцию техобслуживания, где работает хороший автоэлектрик.

Неисправности в цепи управления

Это достаточно редкая проблема, но ее тоже следует проверить. Признаки такие, как и в случае с затупившей сигнализацией – стартер не крутит, никаких звуков нет, но при подаче питания напрямую от аккумуляторной батареи стартер начинает нормально функционировать.

Когда вы проворачиваете ключ в замке зажигания, то стартеру не сразу поступает «сигнал» о запуске двигателя.

Импульс идет по цепи, состоящей из:

  • замка зажигания (идет обмен данными с ключом);
  • предохранителя, разъемов, нескольких метров проводов;
  • датчика положения рычага селектора (у автомобилей с автоматической трансмиссией в момент запуска рычаг должен находиться в положении P или N);
  • датчика, фиксирующего положение педали сцепления (есть не на всех машинах).

Если на каком-то из элементов цепи управления контакт потеряется, то ток на втягивающее реле не идет. Чтобы убедиться в этом, проверьте мультиметром, если напряжение на проводах втягивающего и основного реле. Если нет, значит, сделайте ревизию: осмотрите проводку, проверьте клеммы, замок зажигания, подтяните болты. Если ток есть, то ищем другую причину.

Окисление контактов

Эта проблема связана с предыдущей, однако в этом случае контакты не отходят, а окисляются. Такое случается на автомобилях со внушительным пробегом. Стартер крутит, но очень плохо, а в скором времени и вовсе перестает.

Контакты могут окислиться на клеммах АКБ, втягивающем реле или проводах массе. Образовавшаяся пленка окислов или даже небольшой налет нарушают контакт и увеличивают сопротивление. Тока для запуска двигателя оказывается недостаточно.

Окисленные контактные пластины нужно тщательно почистить мелкой наждачной бумагой или обработать специальным очищающим спреем, после чего вернуть в исходное положение. Надежно затянуть.

Поломка втягивающего реле

Втягивающее реле может сломаться по самым разным причинам: обрыв обмотки двигателя, короткое замыкание, физический износ. Как определить, что причина именно в нем? При попытке запустить мотор один раз раздается щелчок, после чего наступает тишина. При этом на управляющем проводе появляется напряжение, которое не исчезает, даже когда стартер не крутит.

Обычно при выходе из строя эту деталь просто меняют на новую, так как чаще всего релейный механизм не разбирается. Разборные модели можно попробовать реанимировать своими силами – нужно разобрать корпус и зачистить по прежней схеме подгоревшие контакты.

Отклеивание магнитов

Достаточно редко встречающаяся неисправность. Сначала немного теории: стартеры бывают либо с электромагнитной обмоткой возбуждения, либо с четырьмя постоянными магнитами. Вторые считаются более современными и надежными, однако и у них есть свои слабые места. Один из магнитов (или даже несколько) могут просто отвалиться из-за сильного бокового воздействия магнитного поля. Эту поломку никак не заметить, она становится очевидной только после разбора статора. Самостоятельно решить проблему вряд ли получится, так как посадить магнит на место можно только с помощью специального клея. Лучше обратиться к специалисту – автоэлектрику.

Износ щеточного узла

Стартер не крутит, но при этом реле щелкает? Возможно, дело в износе щеточного узла.

Щетки в среднем живут 100-200 тыс. км. – их точный ресурс зависит от производителя. Поэтому данная проблема характерна для машин с пробегом, перевалившем за сотку. Если дело дошло до разбора стартера, то вы сразу заметите изношенные щетки. Можете для интереса найти в интернете фотографию новых графитовых щеток.

Со временем щетки засоряются графитовой пылью, вызывающей перегрев, стираются, неплотно прилегают к коллектору ротора. Обычно проблема со щеточным узлом дает о себе дать заранее – автомобиль заводится не с первой попытки. Это происходит от того, что ток плохо подается. Ведь даже если одна щетка из четырех оказывается повреждена или сточена – машина может «встать» в самый неподходящий момент.

Временное решение проблемы – постучать любым инструментом (хоть отверткой) по корпуса стартера. Это может ненадолго поставить щетки на место. Но, конечно, лучше не затягивать и поменять их на новые.

Пробой обмоток статора или ротора

Слышны характерные щелчки? Возможно, произошел пробой обмоток статора или ротора и, как следствие, короткое замыкание. В таком случае еще наблюдается запах паленой изоляции. Причина банальная – перегрев. От него нарушается целостность лакового покрытия обмоток, особенно этой болячке подвержены безредукторные стартеры (с обмоткой возбуждения). Оголенные провода всегда вызывают замыкание между собой или на корпус. Такое случается очень редко и тут уже без помощи специалиста не обойтись.

Заклинивание обгонной муфты

Прежде мы разобрались, почему не крутит стартер. Но что делать, если стартер все-таки крутит, но двигатель все равно не запускается? В первую очередь под подозрение надо поставить обгонную муфту. Из-за попадания смазки ролики внутри муфты не могут нормально вращаться, происходит клин муфты и бендикс не переходит в рабочее положение.

Удостовериться в этом поможет простая проверка: разбираем стартер, крутим шестерню сначала в одну, затем в другую сторону – если она без усилий проворачивается в обе стороны, то муфту нужно менять. Можно, конечно, попробовать разобрать и очистить ее.

Срочно нужно завести машину, но муфту заклинило? Попробуйте покрутить стартером несколько секунд. Это прогреет смазку внутри муфты и на короткое время вернет ей работоспособность.

Износ втулок или подшипников стартера

Признаки неисправности все те же: щелчок есть, прокрутки нет. Однако к ним добавляется странная закономерность: двигатель исправно запускается «на холодную», но вот с запуском прогретого мотора есть проблемы. Нежелательно долго удерживать ключ в положении «старт», так как стартер может и вовсе заклинить полностью.

Решение проблемы: разбор стартера, проверка втулок и подшипников, замена по необходимости.

Поломка зубьев бендикса или венца маховика

У этой неисправности ярко выраженные «симптомы»: стартер крутит, но слышен сильный треск, скрежет или жужжание во время работы. Тоже характерно для автомобилей с солидным пробегом. Эти детали не подлежат ремонту – только замене. Бендикс снимается и разбирается достаточно просто, но вот поменять венец маховика – задача не из простых. Лучше обратиться в автосервис.

Итак, мы перечислили все основные проблемы, почему машина капризничает и не хочет заводиться, не крутит стартер. В первую очередь нужно осмотреть контакты, проверить аккумуляторную батарею и зажигание. Потом уже можно переходить к разбору стартера. Если у вас уже есть какие-то навыки ремонта автомобиля, то вы справитесь с этой задачей!

Независимые отзывы:

Отличный сервис, ненавязчивый и с адекватными ценами по сравнению с дилерами. Оборудование — современное, гарантия предоставляется на все работы. Я уже второй раз обратилась с техобслуживанием. Мне меняли все расходники, поставили новые задние тормозные накладки на колесах. Машину отдала вечером после работы, а на следующий день она была готова. Супер мастера, всегда укладываются в срок, не переносят даты готовности.
Буду и дальше пользоваться их услугами!

Алина
2021-04-20 15:16:30

У меня фолькс поло с механической коробкой, 2015 гв. Ехала из Казани в Москву, впервые такой путь за рулем, вдруг при заводе авто начало “хрюкать” на педаль. Обращаться к левакам по дороге было страшно, позвонила подруге, чтобы нашла мне сервис. Она скинула координаты своего, я туда кое-как добралась, крестясь, чтобы ремень не слетел. Был уже вечер, но меня быстро приняли и махом разобрались: с ремнем было все в порядке, как я поняла, просто сбилась какая-то шестеренка и поэтому сцепление пиналось и подхрипывало. Почистили за копейки, не стали разводить блондинку на бабки и общались без высокомерия. Денег взяли копейки, по сравнению с Казанью, где с меня дерут 3 шкуры за каждую мелочь. Спасибо ребятам с Каширки!

Юлия
2021-04-20 17:27:53

Обратилась в техцентр “Сервис-Авто” с проблемой – при поворотах и на кочках были странные шумы. Так как в автомобилях я не разбираюсь начала искать проверенный сервис. Подруга посоветовала “Сервис-Авто”, сказала, что там не разводят на ненужные услуги. Провели осмотр ходовой, попросила заодно заглянуть и на тормоза. Оказалось у меня оторвался брызговик, он шумел. Заодно подтянули стояночный тормоз. Ремонт вышел недорогой, ничего серьезного не было, сервисом довольна

Мария
2021-04-21 10:20:28

Отличные мастера. Обратился с заменой и доливкой масла, посмотреть тормозную систему, проверить диагностику. Всего понемногу 7 позиций ремонта и ТО. Что запрашивал получил. В итоге сервисом доволен. Он намного проще других СТО, ненавязчивый, адекватные цены и мастера.
Остался доволен как обслуживанием, так уровнем тактичности и порядочности. Нет обмана и шарлатанства, нежели в дилерском центе, где постоянно обслуживают мой Ниссан. Единственный минус далеко от дома, живу в ВАО Москвы. При оказии всегда пользуюсь услугами этой компании.
Рад что есть в столице порядочные ребята. Рекомендую! Сам тоже пользуюсь и дальше буду к приезжать сюда!

Сергей Багоутдинов
2021-04-21 13:16:45

Проездом была в Москве по рабочим вопросам. Случилась маленькая неприятность с колесом, срочно стала искать шиномонтаж. Попался на пути СТО «СервисАвто», что на Каширской находится. Хоть специалисты и работают с легковыми иномарками, отремонтировали мне больное колесо на ГАЗели, чему я была удивлена и особенно рада низким расценкам. Очень понравилось отношение специалиста: неназойливое, мастеровитое, со знанием дела. Приятно вспомнить Москву!

Екатерина
2021-04-22 10:16:25

В автомобиле вытек Антифриз, причем полностью, долил и поехал в техцентр «СЕРВИС-АВТО». Ранее года два назад уже меняли радиатор. Рекомендовал этот сервис друг. Ребята осмотрели, сказали помпа накрылась. Запчасти и антифриз в наличии были прям у них, по стоимости как в других местах. В ходе ремонта обнаружили, что еще и шрус с левой стороны лопнул, заодно и его поменяли. По времени вышло около трех часов. По стоимости также очень даже приемлемо.
И на ремонт у них есть гарантия, что важно.

Андрей
2021-04-23 10:50:31

Была проблема с тормозной системой. Обратился сюда, машину быстро приняли в работу, предварительно объяснив, в чем причина поломки и сколько будет стоить ремонт. Неполадки устранили, машина работает безукоризненно. Специалисты работают на совесть, персонал доброжелательный. Я доволен.

Дмитрий Олегович
2021-04-23 10:51:38

Заехал с оказией в СТО на Каширке, остался доволен. Провели диагностику и обслуживание топливной системы на Ниссан Икс Трейл. Были проблемы с расходом бензина. Не знал как объяснить проблему, без моих пояснений мастер показал, что сделать с машиной, указать что вписать в заявку. Попутно попросил заменить свечи. Что удивило в специалистах это простое и доброе отношение. Несмотря на свой план, машину взяли в течение 2-х часов. Никуда не торопился, встречал в Домодедово. От обслуживания получил одни положительные эмоции. Выехал из сервиса в приподнятом настроении, автомобиль просто не узнать. Рекомендую! Отличные ребята, коллектив! Спасибо за ТО и диагностику!

Саня
2021-04-23 10:52:44

Часто бываю в командировках, посещаю разные города, используя личный транспорт. На СТО обращаюсь, соответственно, тоже не в родном городе. Запомнилась в Москве одна станция, что на Каширке, Сервис Авто.
Специалист поменял мне масло в двигателе, фильтр тоже новенький поставил. Все это сделал оперативно, не отвлекаясь, со знанием дела. Я только и успел за это время, что позвонить поставщику.
С новым питанием мой Лифан мчался домой, как на крыльях: почувствовал заботу о себе.

Максим
2021-04-23 10:53:46

От СТО “Сервис Авто” на Каширке остались только положительные впечатления. Потребовалось заменить мало в двигателе на Ford Focus. Специалист сделал все на высшем уровне достаточно быстро. Стоимость меня тоже вполне устроила. Мастера работают просто отлично. Персонал доброжелательный. Плюс ко всему на услуги дают гарантию. Я остался доволен работой специалистов и качеством обслуживания. При возникновении проблем, рекомендую обращаться в “Сервис Авто”!

Денис Иванов
2021-04-27 15:12:05

Часто бываю в Москве по делам. Газель моя на ходу, но иногда нужна помощь специалиста. В скором времени предстоит годовой технический осмотр: решила заехать на СТО СервисАвто, что на Каширской улице. Там я провела компьютерную диагностику, которую хотела осуществить давно.
Около часа проводили специалисты свои манипуляции, пока я смотрела передачу по телевизору с чашкой ароматного кофе в руке. Так я совместила приятное с полезным. Спасибо специалистам!

Дарья
2021-05-28 13:07:37

Остался доволен СТО “Сервис Авто” на Каширке. Специалист поменял масло в двигателе и поставил новый фильтр. Работа была произведена в короткий срок. Причем заплатил намного меньше, чем за это берут в других сервисах. Весь персонал очень приветливый, мастера – настоящие профессионалы. На услуги дают гарантию. В общем, я остался доволен, всем советую при возникновении проблем, обращаться в СТО “Сервис Авто”.

Виталий
2021-06-01 11:51:29

Давно пользуюсь услугами этого автосервиса. Прохожу у них плановое техническое обслуживание. И в случае поломки тоже обращаюсь к ним. Работа у ребят построена хорошо. Звонишь, рассказываешь о проблеме. Мастер консультирует по телефону о примерных причинах, фронте работ и цене, а потом записывает на конкретное время.
Специалисты хорошие. Нареканий ни разу за многочисленные обращения к ним не было. Автосервис оказывает широкий спектр услуг от диагностики до кузовного ремонта. А еще здесь можно помыть машину и даже пройти техосмотр, который можно пройти максимум за 1 час и по предварительной записи. Никогда никаких очередей, все чисто и современно.

Алексей
2021-06-02 17:37:30

Долго искала причину поломки своего Лансера прежде, чем попала к мастерам техцентра Сервис-Авто. Мастера на других станциях перебрали полмашины, но так и не установили, почему авто периодически не заводится. Специалисты техцентра быстро нашли причину в неисправности втягивающего и отремонтировали его. Такое обслуживание мне обошлось дешевле, чем безрезультатные поездки по другим станциям.

Анна
2021-06-03 16:05:22

Обращался несколько раз, ребята сделали все качественно! Отремонтировали машину после ДТП, нашли и исправили проблемы с кондиционером (в салоне были жирные подтеки, думал что с двигателем случилось, а оказывается кондиционер барахлил). Никаких проблем после ремонта, кондиционер работает как часы. Рекомендую!

Дима
2021-08-31 14:04:55

    Оставьте заявку
    Контакты техцентра «Сервис-Авто»

    Ежедневно 7.30 – 21.00

    – центральный офис

    – запись на СТО

    Записаться на ремонт