Сухой шарик дальше катится! К сожалению, а может и к счастью, это изречение не применимо к двигателям внутреннего сгорания. Замена моторного масла – неотъемлемое условие безаварийной эксплуатации современных ДВС. А вот с периодичностью и прочими нюансами, связанными с техническим обслуживанием, давайте разберемся вместе.
Периодичность смены моторного масла
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Уже опубликовано и еще будет написано куча статей и кандидатских по этой тематике, но, как волновал автомобилистов этот вопрос, так и продолжит будоражить умы автолюбителей.
Прежде всего разделим транспортные средства по условиям эксплуатации:
- «авто дачника» (езда умеренная, нагрузки небольшие, автомобиль эксплуатируется по выходным от дома до дачи и в обратном направлении, пробег за год небольшой – от силы 2 тыс. км);
- «авто выходного дня» (загородная езда без нагрузок с пятницу по воскресенье, мотор работает большее время в щадящих режимах эксплуатации, годовой пробег – максимум 10 тыс. км);
- «городское авто» (эксплуатация каждый день в любую погоду, частый простой в пробках, постоянное нагрузка на двигатель при толкании в пробках).
Вот три условных автомобиля с разными режимами работы мотора. Конечно, в первом типе, без всяких оговорок следует менять масло сезонно, то есть 1 раз в год вне зависимости от пробега. Во втором и третьем типе замена должна производиться по пробегу, согласно рекомендациям производителя. Учитывая, что качество топлива в России оставляет желать лучшего, то рекомендуемый пробег можно смело сокращать до 8-10 тыс. км до следующей замены.
В каком случае следует менять масло один раз в год
Каждый автомобилист, который сам занимается обслуживанием своего «железного коня», должен знать – как только содержимое из распакованной канистры перекочевало в лабиринты системы смазки двигателя, начинается отсчет и по пробегу, и по времени. Если в течение года первым из этих условий наступит пройденный пробег, то происходит замена по пробегу. Если же по истечении года требуемый пробег не будет пройден, то масло всё равно меняется.
Дело в том, что при отсутствии или малом пробеге за год, масло интенсивно портится из-за контакта с топливом и картерными газами. Помимо этого, происходит окисление, которое ускоряется из-за отсутствия обдува. Отложения на стенках цилиндра также попадают в масло, загрязняя его, как и конденсат, стекающий по стенкам поддона картера двигателя. Со временем улетучиваются и легкие фракции в смазывающихся жидкостях, что тоже влияет на качество смазки в сопряженных узлах при нагрузках.
Зимой и летом с разными маслами: за и против
При эксплуатации автомобиля в районах с резким изменением климата за год рекомендуется сезонное техническое обслуживание. Дело в том, что разные смазывающиеся жидкости имеют разную вязкость и присадки. Зимой при больших отрицательных температурах лучше использовать моторные масла с меньшей вязкостью для облегчения запуска холодного двигателя. Летом, наоборот, применяют более вязкую жидкость для экономии топлива и лучших характеристик эксплуатации. Если же эксплуатация автомобиля происходит в умеренных условиях климата, то сезонная замена не требуется.
SAE – характеристика класса вязкости. Сегодня она состоит из 6 классов зимы и 5 летних. Буква «W» обозначает «Winter», то есть зима. Чем выше вязкость, тем выше число в обозначении.
Внимание! Внеочередная замена масла
Перед запуском двигателя часто проверяется уровень масла в поддоне картера. Процедура нехитрая, всем знакомая. Если вы увидели, кусок гудрона вместо нормальной капли стекающего масла, то срочно меняйте масло с промывкой. Внеочередная замена необходима и при некоторых неисправностях, например, при попадании охлаждающей жидкости или топлива в масло. Это можно определить при резком повышении уровня на щупе при проверке. В таких случаях водители говорят – «пошла вода в хату».
Порядок проверки уровня масла в моторе
Проверка уровня масла подразумевает некоторые усилия с обязательным открыванием капота автомобиля. С этим нехитрым делом справятся даже представители женского пола. В каждом двигателе присутствует некий щуп. Один конец щупа выполнен в виде яркоокрашенной ручки, за которую и тянут его, а другой опущен в масло в поддоне картера двигателя. На этом конце сделаны риски, означающие минимальный и максимальный уровень. При вытаскивании щупа масло оставляет след, показывающий количество залитого в двигатель моторного масла. Помимо этого, в лютые морозы некоторые водители по виду стекающей капли принимают решение о предварительном подогреве масла в поддоне перед пуском двигателя.
Доливаем масло в двигатель
Замена масла может происходить и через трубку щупа (экспресс-замена) с помощью откачивания масла, и через сливное отверстие в поддоне. А вот заливка происходит через заливную горловину, находящейся на крышке головки блока цилиндров. Учитывая, что какое-то количество масла остается в двигателе, то масло заливается по рискам на канистре в количестве объема, указанном для каждого автомобиля. При заливке, немного подождав, постоянно контролируется по щупу уровень. Как только уровень достигнут, можно запускать двигатель, одновременно контролируя показатель датчика давления масла двигателя на приборной панели. Он обязательно должен потухнуть в течение 1-2 сек. После запуска, двигатель останавливают и через 20-30 минут снова производят проверку по уровню на щупе. Не следует забывать, что при смене масла обязательно меняется и фильтрующий элемент!
Последствия перелива масла выше уровня
Перелив масла приведет к ряду проблем из-за увеличения давления на резиновые уплотнения, то есть оно начнет подтекать. Кроме этого, перелив сопровождается сложностями запуска в холодную погоду, ускоренным образованием продуктов нагара, что чревато залеганием колец на поршнях. Появятся проблемы с зажиганием, если масло попадет на свечи. Выхлопная система будет загрязнена, в том числе и дорогостоящий катализатор.
При несвоевременной замене масла двигатель выходит из строя. Ввиду потери смазывающих свойств происходит заклинивание сопряженных узлов (вкладышей) и их проворачивание. Эффект масляного голодания происходит и при малом уровне масла или его отсутствии. После этого требуется дорогостоящий капитальный ремонт, либо полная замена двигателя.
Факторы, определяющие интервал смены масла
Главные критерии, указывающие на интервал замены масла:
- длительные перерывы в эксплуатации, особенно в холодные периоды;
- прогрев и работа двигателя до нужных температур;
- условия езды (при стоянии в пробках двигатель испытывает большие нагрузки);
- длительные перерывы в эксплуатации, особенно в холодные периоды;
- качество применяемого топлива;
- способ замены масла (при экспресс-замене срок должен быть сокращен);
- климатические условия эксплуатации (сезонность).