Стояночный тормоз — одна из тормозных систем в автомобиле и важная его часть. Следить за исправностью ручника важно, ведь он исполняет сразу несколько функций. Во-первых, служит для обеспечения Вашей безопасности. В аварийной ситуации или при отказе тормозов ручник может спасти жизнь. Также он важен для сохранности автомобиля. Это связано с тем, что парковаться часто приходится на склонах и единственный способ избежать скатывания автомобиля — надежный ручник.
Диагностика
Чтобы убедиться в надёжности ручного тормоза — поставьте автомобиль под небольшим углом. Например, на склоне. Если машина не скатывается, то ручник исправен и находится в нормальном состоянии. Если ручник не держит, то необходим ремонт. Существует и другой более сложный, но показательный способ. Сначала поставьте автомобиль на ручной тормоз на 2-3 щелчка, а затем включите первую передачу и медленно отпустите сцепление. В результате авто заглохнет, а при неисправном тормозе — продолжит движение. Во втором случае стояночный тормоз стоит отрегулировать или ремонтировать.
Принцип работы
Важная часть стояночного тормоза — трос. Благодаря ему ручник и приводится в действие. Трос воздействует на колодки и таким образом блокирует колеса. Система устроена так, чтобы подавать равномерное натяжение на обе тормозные колодки. Приводится в движение ручной тормоз с помощью рычага, который контролирует натяжение кабеля. Механизм может управляться ручкой или педалью ножного тормоза. Второй способ используется в машинах с автоматической коробкой передач.
Поломки и устранение
- Порвался трос. Самая распространенная причина неисправности ручного тормоза. Со временем изнашивается даже метал, поэтому рекомендуется периодически проверять исправность тормозной системы автомобиля. Решается поломка заменой троса.
- Оболочка троса. Также может повреждаться и оболочка, в которой располагается кабель. Из-за этого трос застревает в системе и с трудом двигается в обе стороны. Использовать такой тормоз нельзя, рано или поздно он полностью выйдет из строя. Решается поломка так же заменой троса.
- Грязь. Во время езды механизмы автомобиля неизбежно загрязняются. В том числе грязь попадает и на систему стояночного тормоза. Особенно данная проблема актуальна зимой. Это связано с песком, которым посыпают проезжую часть, а также со снегом и низкой температурой воздуха. Для решения проблемы, как правило, достаточно пары поднятий ручки тормоза. Таким образом система очищается и снова работает исправно. Однако учтите, что слишком большое усилие применять нельзя. Ручник должен двигаться мягко.
- Настройка тормоза. Для корректной работы трос должен быть правильно отрегулирован. В том случае, если выбрана неправильная длина троса или неправильно затянута гайка, тормоз работать не будет. Ручка или вовсе не будет подниматься, или ее поднятие не будет приносить никакого результата. В первом случае трос слишком короткий, во втором — слишком длинный. Единственный способ устранить неисправность — отрегулировать длину троса.
- Износ колодок. Колодки со временем неизбежно стираются, время их службы ограничено. Рано или поздно они изнашиваются настолько, что перестают выполнять свою функцию. Решение здесь одно — замена.
- Замасленность. Утечка масла или тормозной жидкости нередко приводит к тому, что ручник выходит из строя. Это связано с тем, что необходимый эффект трения не будет достигаться. Для начала определите причину утечки и устраните ее. Затем очистке колодки и трос с помощью обезжиривающего средства, которое способно удалить масло. В некоторых случаях колодки придется полностью заменить.
Ремонт
Большинство поломок ручного тормоза решаются регулировкой или заменой троса. Произвести такой ремонт самостоятельно довольно легко.
Перед регулировкой троса слегка поднимите ручник, 1-2 щелчка будет достаточно. Ослабьте контргайку и закрутите регулировочную гайку до тех пор, пока трос не натянется. После не забудьте закрутить контргайку.
Замена троса более сложная процедура. Сначала необходимо снять задние колеса автомобиля. Если тормоз барабанный, то барабаны тоже придется снять. В случае с дисковыми тормозами просто пропустите данный пункт. Далее вооружитесь ключом и последовательно открутите все крепления, сдерживающие трос, ослабьте контргайку и гайку уравнителя. Снимите наконечники с троса и уравнителя. Теперь можно беспрепятственно снять трос и установить новый в обратной последовательности. В конце не забудьте проверить ручник. В идеале сделайте это, припарковавшись на крутом склоне.
Профилактика
Для того чтобы ручник служил без сбоев придерживайтесь 3 простых правил. Во-первых, не оставляйте автомобиль на ручнике на длительное время — неделя и дольше. В дождливую погоду это может привести к накапливанию влаги в системе, а в холод — к примерзанию колодок. Это может временно обездвиживать механизм и негативно влиять на его долговечность. Во-вторых, не забывайте снимать автомобиль с ручника. В идеале заведите себе привычку каждый раз проверять положение рычага перед началом движения. Такая процедура поможет сохранить тормозные колодки и диски в целости. Дело в том, что трение во время езды приводит к быстрому износу данных деталей.а В-третьих, раз в месяц проверяйте состояние стояночного тормоза. Не забывайте про трос, который имеет свойство не только рваться, но и растягиваться. По мере изнашивания его необходимо подтягивать и периодически заменять.