Если вы не владелец масложера, на котором заявленный заводом изготовителем расход масла 1000-1500 мл на каждую 1 000 километров, то повышенный расход масла должен вас серьезно насторожить. Ведь это первые звоночки приближающихся проблем с сердцем автомобиля. Ниже в статье мы раскроем основные причины, к чему это может привести и что делать при обнаружении чрезмерного расхода масла.
Страшен ли повышенный расход масла?
Независимо от причин, по которым мотор жрет масло, этот факт требует постоянного присмотра. Ведь масляное голодание может привести к дорогостоящему ремонту, а зачастую и вовсе необходимости замены агрегата.
Есть ли норма расхода моторного масла?
Да, для абсолютно исправного двигателя подъедать смазку – это тоже норма. Расход масла рассчитывается исходя из потребления топлива. 0,1-0,2% от объема потребляемого топлива – это допустимо. Получается, что при среднем расходе 10 литров на 100 километров автовладелец тратит 100 литров для преодоления 1 000 км. 0,2% от 100 литров = 200 миллилитров. Если двигатель жрет масло в большем объеме – это повод задуматься и запланировать поездку в автосервис.
Причины высокого расхода
Причина потребления смазки может как лежать на поверхности, так и скрываться в недрах мотора. Вот несколько самых основных:
- Испарение. Чаще всего это происходит у некачественного масла, рабочая температура которого меньше более качественного. Либо при чрезмерных нагрузках, приводящих к постоянной работе ДВС при повышенной температуре. Даже качественное масло со временем не выдержит и начнет образовывать больше паров и капельной взвеси, которым проще попасть через уплотнители в камеру сгорания и далее по выхлопной системе в атмосферу.
- Угар. Это естественный процесс и полностью от него избавиться не получится. При работе поршня в цилиндре, чтобы снизить трение, он постоянно должен смазываться. За удаление смазки со стенок цилиндра отвечают маслосъемные и компрессионные кольца, но они не способны сделать это полностью. Часть смазки тонкой пленкой остается на стенках и подвергается повышенной температуре и контакту с пламенем во время детонации воздушно-топливной смеси. Повышенный угар будет у поддельного масла, ведь у его производителей нет цели сделать качественный, устойчивый к детонации продукт. А также у масла с меньшим коэффициентом вязкости, так как его просто будет больше оставаться на стенках цилиндра.
- Отложения. Это может происходить как в камере сгорания, на поршнях, клапанах и т.п., так и в масляной системе, забивая при этом каналы. А забитые масляные каналы в свою очередь ухудшают охлаждение мотора и равномерное питание всех частей двигателя достаточным объемом смазки.
- Утечки. Их можно разделить на внутренние и наружные. И, пожалуй, это наиболее страшная проблема, способная очень быстро привести ДВС вашего автомобиля в негодность.
Наружные утечки. Как обнаружить и к чему могут привести?
Смазка в двигателе во время его работы циркулирует под давлением и не редко это приводит к разрывам прокладок между частями двигателя. Либо износу сальников на подшипниках, постоянно подверженных трению. Чаще всего масло убегает через сальники коленчатого и распределительного валов, прокладки клапанной крышки, ГБЦ, поддона, сливной пробки и уплотнителя масляного фильтра.
Отследить наружную утечку масла не так уж и сложно. Если течь есть, то при запуске и прогреве двигателя вы будете замечать масляные пятна под автомобилем. Найти где именно произошел пробой масляной системы можно при визуальном осмотре. Необходимо лишь быть максимально внимательным. Если двигатель вашего автомобиля чистый — для поиска течи можно воспользоваться белой салфеткой. Протирайте возможные места течи и периодически смотрите на чистоту салфетки.
Внутренняя утечка
Более коварная, так как может быть незамеченной до серьезной поломки двигателя. Собственно, внутренний пробой масляной системы может быть только с системой охлаждения. И тут возможно два варианта:
- Масло пошло в охлаждающую жидкость. В этом случае жидкость, залитая в нее, теряет свои свойства и становится не способной в должной мере охлаждать двигатель, что ведет к перегреву. Кроме того, из-за уменьшения объема масла его может быть недостаточно для должной смазки трущихся деталей, что приводит к их быстрому износу.
- Охлаждающая жидкость пошла в масло. При таком варианте ее объема становится недостаточно для охлаждения, а моторное масло практически полностью теряет свои смазывающие свойства. Как итог возможен перегрев мотора и увеличенный износ его трущихся элементов.
Что будет, если повышенное потребление масла не остановить?
Все зависит от того, почему мотор жрет масло. Если черезмерный расход вызван испарением, угаром, отложениями или наружной течью – в принципе возможно ездить, периодически доливая смазку. Но при больших пробегах это может быть экономически не целесообразно, ведь затраты на покупку масла могут быстро превысить стоимость ремонта. И всегда остается шанс ухудшения ситуации из-за несвоевременного добавления масла в систему.
Но если есть утечка масла внутри самого двигателя – это нельзя откладывать и необходимо в срочном порядке произвести ремонт. Так как даже небольшая внутренняя течь может привести к очень серьезным последствиям.
Устранение наружных утечек
Проблема чаще всего возникает из-за износа прокладок или сальников. Никакие присадки для масла в данном случае не помогут. Необходимо произвести замену изношенной прокладки пока это не привело к более серьезным последствиям.
Устранение внутренних утечек
Течь внутри мотора возникает не только из-за уплотнительной прокладки ГБЦ. Причиной может быть дефект, возникший на самой головке или даже блоке цилиндров. Такой ремонт более дорогой, но при первых признаках внутренней течи обязательно нужно его произвести, ведь она очень быстро прогрессирует и без ремонта приведет в лучшем случае к просто дорогому ремонту, а в худшем к необходимости замены всего агрегата.
Следите за уровнем масла в двигателе удачи вам на дорогах.