Многие водители жалуются на вибрацию и биение в руле, но не все уделяют этой проблеме должное внимание. Однако, не приняв меры, эта небольшая проблема, может привести к серьезным последствиям, причем не только для транспортного средства, но и для тех, кто в нем едет. Разберемся подробнее, какие возможные причины тряски, биения руля и варианты устранения этих неисправностей.
Большинство водителей, когда чествуют тряску или вибрацию руля считают, что это может возникнуть только из-за того, что плохо выполнен развал-схождение. Однако, все не так просто, неправильная балансировка может быть одной из причин, их намного больше. Для начала разберемся, в каких ситуациях может ощущаться тряска и дрожь, это: они могут возникать, когда машина едет на разной скорости и при торможении, также оно иногда возникает, когда транспортное средство стоит и работает на холостых. Рассмотрим подробнее причины.
Причины тряски руля
Как уже писалось выше, причин биения руля масса, чаще всего это:
- Поломка или выход из строй какого-либо элемента подвески.
- Не полностью накаченные колеса.
- Разбалансировка колес и неравномерный износ резины.
- Бракованные диски.
- Слабый или плохой крепеж колес.
- Поломки в рулевой рейке.
- Некачественная фиксация двигателя.
- Неравномерная работа деталей тормозной системы и так далее.
Как видите, причин действительно намного больше, при этом мы перечислили далеко не все из них. Теперь раскроем каждую из них по-отдельности.
Дрожь на холостых оборотах
Иногда бывает так, что руль бьет и вибрирует, когда транспортное средство стоит, тогда необходимо обратить внимание на следующие нюансы:
- Возможно, произошел сбой в функциональности вакуумного усилителя руля. Если причина заключается в этом, то такой сбой может привести не только к вибрации и потере управляемости транспортного средства, но и ставит под угрозу ритмичность работы ДВС.
- Причиной может быть попадание небольших предметов, таких как мусор, камни или осколки стекла под защиту силового агрегата. Достаточно проверить защиту и устранить посторонние предметы.
Ослабление крепления двигателя и износ шлицевого сегмента
Кроме того, причиной вибрации или биения руля на заведенном и стоящем на месте транспортном средстве может быть ослабление крепления мотора. Такой дефект часто проявляется у старых автомобилей. Чаще всего это происходит после некачественной фиксации ДВС при проведении процедуры планового обслуживания авто или ремонта. Достаточно проверить крепления, подтянуть их или заменить повреждённые детали крепления.
Износ штилевого сегмента на приводном валу или его поломка может быть также одной из причин вибрации. Причем при наборе скорости она будет увеличиваться. Эту поломку можно устранить заменой данной детали.
Тряска и дрожь при движении на различной скорости
Часто бывает так, что дрожь и тряска в руле проявляется только когда машина едет на скорости. Для начала надо понять на какой скорости возникает вибрация, для этого протестируйте транспортное средство на скоростях от 40 до 120 км/час. Как только заметите, что начинается тряска, то сможете узнать, с какой скорости она появляется. В ситуации, когда тряска и дрожь появляется в процессе движения транспортного средства на большой скорости (от 80 км/час), то причины вибрации на руле на скорости следующие:
- Возможно, у вас повреждены диски или нарушена их геометрия (тогда увеличивая скорость бы будете чувствовать все большую тряску).
- Убедитесь в том, хорошо ли затянуты болты, которыми колеса крепятся к дискам. На самом деле плохо затянутые болты являются одной из самых частых причин дрожи и тряски руля.
- Проверьте состояние шаровых опор, часто износ данных элементов приводит к тряске руля.
- Убедитесь в том, что на колесах нет больших кусков налипшей грязи или люда. На скорости это сильно влияет на балансировку колес, по итогу появляется тряска.
Причины дрожи на небольшой скорости
Есть отдельные причины дрожи и тряски руля на небольших скоростях (до 80 км/час). В первую очередь это: нарушение геометрии колесных дисков или поверхности шин, поломка ступичного подшипника или слабая накачка колес. Это основные причины, когда бьет руль на скорости.
Мы перечислили самые частые причины дрожи и тряски руля транспортного средства на скорости, теперь рассмотрим, почему возникает дрожь и тряска, когда водитель тормозит.
Дрожь в процессе торможения
Бывают ситуации, когда дрожь и тряска руля проявляется когда водитель начинает тормозить. Самой частой причиной такой неполадки является деформация тормозных дисков. Кроме того, могут износиться тормозные диски, а также они могут сильно перегреться. Когда колодки изнашиваются неравномерно, они бьют по тормозным дискам, вызывая тряску. Для устранения причины достаточно заменить изношенные детали.
Дрожь из-за плохо накаченных колес
Еще одной причиной может быть вибрация вследствие не полностью накаченных колес. Недостаточное давление в колесах приводит к неравномерному перераспределению момента и дополнительной вибрации самого колеса, что по итогу, передается на руль. Устранить данную причину можно просто накачав шины до необходимых показателей.
Дрожь на скорости из-за плохого баланса колес
Как мы писали выше, разбалансировка это одна из частых причин тряски руля, в такой ситуации кроме вибрации, резина колес под неравномерной нагрузкой теряет прочность, по итогу оно может лопнуть прямо на ходу. Основными параметрами неправильно выполненной балансировки является “жер” резины и вибрация. Поэтому, если вы выехали из сервиса и при наборе чувствуете вибрацию, то лучше ехать обратно, чтобы вам заново сделали развал-схождение. Повреждение подшипников также может быть одной из причин, чтобы устранить вибрацию, достаточно их заменить.
Тряска из-за неполадок подвески или рулевых тяг
Руль может дрожать и трястись из-за неполадок подвески или рулевых тяг, например:
- Шарниры шаровых могут быть покрыты коррозией или износиться.
- Износ рулевых пальцев.
- Выход из строя втулок рулевой рейки.
- Выход из строя подшипника ступицы.
- Выход из строя шарниров скоростей и сайлен-блоков передних рычагов.
Важно отметить, что проверять подвеску и рулевые тяги на данные поломки следует только после проверки колес и дисков.
Как избавиться от дрожи и тряски руля
Как избавиться от дрожи и тряски в руле? Все зависит от причины, ряд методов мы описали выше, это:
- Балансировка колес и очистка их от грязи.
- Замена изношенных и вышедших из строя деталей подвески.
- Подкачка шин и замена неравномерно изношенной резины.
- Замена тормозных дисков и барабанов.
- Рихтовка дисков на особом станке для предания их изначальных параметров.
- Закрепляем плохо зафиксированный двигатель. Для этого берем ключи при помощи, которых он фиксируем ДВС в подкапотном пространстве.
- Замена изношенных элементов системы рулевого управления.
- Затяжка болтов колеса и так далее.
Некоторые процедуры, таких как подкачка колес, затяжка болтов, очистка колес от грязи могут быть выполнены самостоятельно. В остальных случаях, особенно когда требуется ремонт или замена отдельных элементов рекомендуем обратиться в сервис.