Для корректной работы газораспределительного механизма двигателей внутреннего сгорания необходимо точно выдерживать величину зазоров между кулачками распределительного вала и штоком клапана. Эти детали не соприкасаются напрямую, их разделяет коромысло, регулировочная шайба и т. д. В идеале общий люфт между всеми компонентами должен быть нулевым. На старых автомобилях, вроде советских «Жигулей» и «Москвичей», зазор выставлялся регулировочным винтом с гайкой на остывшем моторе с расчётом, что при прогреве и тепловом расширении деталей, он будет выбран до нулевого значения. Чрезмерный зазор выявляется по стуку. Он нарушает режим работы мотора и в перспективе может стать причиной повышенного износа контактирующих поверхностей.
На более новых моделях, например, десятом семействе, зазор между кулачком и клапанным штоком со стаканом выставлялся подбором сменной шайбы.
На двигателе «Приоры», «Весты» и большинстве современных иномарок регулировка не нужна — люфт выбирается автоматически. Для этого моторы оснащаются специальными механизмами — гидротолкателями, именуемыми в народе гидриками или сокращённо ГК.
В исправном состоянии газораспределительный механизм с ними работает почти бесшумно. Появление стуков свидетельствует о неисправности.
Почему стучат гидрокомпенсаторы, как выяснить и устранить причину, будет рассмотрено в этой статье.
Для понимания темы следует кратко описать,
Как работает гидрокомпенсатор
Если убрать различные подробности, гидрик — это плунжерная пара, внутри которой есть полость, заполненная моторным маслом. Выход жидкости из неё закрывает подпружиненный шариковый обратный клапан. Он перекрывает выходное отверстие и сохраняет длину гидрокомпенсатора при нажатии кулачком распредвала.
Когда клапан двигателя закрыт, кулачок распределительного вала обращён к нему «затылком». Полость плунжера заполняется маслом по каналу в корпусе и через открывающееся отверстие под шариком. Гидрик под давлением жидкости увеличивает длину и выбирает зазор между штоком клапана и кулачком распредвала. При повороте кулачок нажимает на плунжер, подпружиненный шарик перекрывает отверстие, не давая маслу вытекать из внутренней полости. Клапан двигателя открывается. При дальнейшем повороте распредвала, кулачок вновь поворачивается к компенсатору затылком. Масло вновь заполняет его полость, компенсируя возможные потери при предыдущем ходе.
Почему стучат гидрокомпенсаторы
ГК шумит, потому что между входящими в него деталями образовались чрезмерные зазоры. А они появляются в результате износа или недостаточного поступления к узлу моторного масла. Впрочем, второе как раз и может быть изначальной причиной изнашивания. Поэтому первопричины звуков могут быть весьма разнообразны. Иногда их источник находится совсем в другом месте мотора.
Масло в ГК отсутствует или поступает в недостаточном количестве из-за следующих причин:
- Загрязнение подводящих каналов. Требуется промывка или прочистка с разборкой узла, если профилактические меры не дали результата.
- Слишком большая вязкость масла. Следует заменить его на предписанное заводом-производителем.
- Ослабление пружины обратного клапана. Заменить её.
- Износ сопряжения шарика с седлом. Притереть или заменить.
- Износ деталей плунжера. Замена. Восстановление, скорее всего, нецелесообразно.
- Попадание загрязнений, продуктов износа в плунжер. Разобрать и прочистить, возможно, промыть масляную магистраль с заменой фильтра.
Примечание. Неисправный, не задерживающий загрязнения фильтр может стать одной из первопричин стука. Сменный узел надо заменить. В других случаях проверить и восстановить фильтрующий элемент и перепускной клапан.
- Недостаточное давление, создаваемое масляным насосом. Вопрос требует отдельного рассмотрения, т. к. причины могут заключаться не в нём.
Из-за чего масляный насос не создаёт достаточного давления масла
Первая причина может заключаться в самом узле — он неисправен. Требуется ремонт или замена.
Вторая — недостаточный уровень масла в поддоне, насос вместе с ним захватывает воздух. Долить до требуемого уровня по меткам на щупе.
Третья — избыток масла. Вращающийся коленвал достаёт до уровня масляной ванны и взбивает её, так, что появляется пена. Насос вместе с жидкостью засасывает воздух и не даёт нужного давления. Довести уровень до нормы.
Четвёртая — неисправен перепускной клапан масляного насоса. Отремонтировать или заменить.
Пятая — вмятина в масляном поддоне. При нормальном объёме масла его уровень выше нормы. См. третью причину.
Шестая — забиты отложениями масляные каналы. Промыть или прочистить.
Седьмая — деформирован маслозаборник. Отремонтировать или заменить.
Если устранение причин не помогло восстановить требуемое давление, надо обследовать мотор индивидуально.
При прогреве мотора меняются зазоры между деталями и вязкость масла, поэтому необходимо рассматривать проблему, стука гидрокомпенсаторов на непрогретом и прогретом двигателе.
Гидрокомпенсаторы стучат на холодную
Причин появления стука именно на непрогретом двигателе две:
- Слишком густое масло не проходит в полость ГК. Оно имеет двойную характеристику вязкости, например 10W40. Первое число обозначает параметр при низкой температуре. Если шум гидрика пропадает по мере прогрева, следует залить масло с более низкой «зимней» вязкостью, например, 5W40, 0W40.
- Слишком большие радиальные зазоры между цилиндрическими деталями. Если раньше «холодный» стук не возникал, вероятно, дело в износе деталей. Их необходимо заменить или восстановить.
Гидрокомпенсаторы стучат на горячую
В результате многолетних наблюдений отмечены факторы стука, характерные исключительно для хорошо прогретых моторов.
Маловероятная, но изредка встречающаяся причина заключается в тепловом расширении моторного масла — его уровень повышается до соприкосновения с вращающимися шейками коленчатого вала. В этом случае надо просто слить или отсосать через отверстие для щупа избыток жидкости.
Другая — в перегреве мотора. Рабочая температура обеспечивается системой охлаждения с термостатом. Если по разным причинам — грязный радиатор, неисправный регулятор, вентилятор, клапан в расширительном бачке и т. д. — теплоотвод недостаточен, двигатель может перегреться.
Моторное масло имеет нормативную вязкость при определённой температуре. У слишком горячего параметр падает ниже установленного. Слишком текучая жидкость может уходить из внутренней полости ГК через зазор между стенками плунжера или обратный клапан — он достаточно герметичен только при определённой вязкости.
Задача контроля осложняется тем, что на многих современных автомобилях, особенно бюджетного сегмента, нет указателя температуры — только контрольная лампа перегрева. Её точность сомнительна, поэтому на всякий случай надо проверить температуру охлаждающей жидкости или масла.
Последствия стука гидрокомпенсаторов
На первый взгляд, мотор заводится, машина ездит. Из помех можно назвать только надоедливый «дизельный» стук, но и его практически не слышно из салона.
Пренебрегать им неразумно. Стук — это результат соударения деталей, и он, как говорят бывалые водители, наружу вылезет, т. е. проявит себя какой-нибудь поломкой. Наиболее ожидаемое — усиленный износ, вплоть до разрушения, контактирующих деталей. Дальше — заклинивание гидрика, неработающий цилиндр, повышенная нагрузка на другие. Поэтому лучше не откладывать диагностику и устранение неполадок.
Исключением является стук на непрогретом двигателе, пропадающий через 10-15-20 секунд после запуска. С таким можно не спешить и отложить проверки до ближайшего ТО. Ничего неприятного до тех пор не произойдёт.
Как определить стучащий гидрокомпенсатор
Последовательность диагностических операций следующая:
- Открыть крышку ГБЦ, предварительно отсоединив от неё трубопроводы и патрубки, снять при необходимости корпус воздушного фильтра и т. д.
- Повернуть коленвал так, чтобы распределительный вал расположился затылком кулачка к гидрокомпенсатору первого клапана.
- Нажать на ГК каким-нибудь инструментом, так, чтобы он опустился в нижнее положение.
- Последовательно поворачивая коленчатый и распределительный валы, проделать эту же операцию с остальными ГК.
Те, которые опускаются быстрее или с меньшим усилием — неисправны. У них, возможно, пропускает запорный клапан.
Затем надо попробовать покачать компенсатор из стороны в сторону, предварительно определяя повышенный радиальный зазор.
Опытные механики выявляют стучащие гидрики на слух. Для этого на работающем моторе стетоскопом прослушивают крышку ГБЦ. Около неисправного узла стук будет сильнее.
Вместо стетоскопа можно взять сухую палку. Один конец вставить в ухо, другим коснуться крышки.
Самые искушённые определяют место стука, приложив к поверхности ладонь.
Предварительная диагностика полезна тем, что можно заранее, до вскрытия мотора подготовить — заказать, купить — нужные запчасти. Это сократит срок ремонта. В благоприятном случае не придётся оставлять автомобиль в ремзоне.
Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы
После анализа причин, вызывающих стук компенсаторов зазоров, можно составить общий алгоритм диагностики и устранения неисправности.
Сначала стоит попытаться решить проблему малой кровью — послушать, стучит один гидрик или все.
Если выделить «виновного» не удалось — звучат все — измерить щупом и довести до нормы уровень масла, проверить его давление, температуру охлаждающей жидкости. Выявленные отклонения устранить — очистить радиатор, заменить ремень помпы или её саму, термостат, залить свежую ОЖ, возможно с промывкой всей системы.
Если виновно давление масла, попробовать заменить его на имеющее нужные параметры вязкости, с промывкой системы смазки, отремонтировать или заменить насос.
При стуке только в отдельных компенсаторах, снять крышку ГБЦ, ещё раз проверить и заменить «виновных». Заодно осмотреть их посадочные места на предмет нарушения размеров. Обнаруженные отклонения устранить — вставить гильзу, переточить под ремонтный размер, если такой существует, заварить и переточить посадочное гнездо.
После сборки проверить работу мотора.