Думаю, с тем фактом, что антифриз необходимо менять, никто не будет спорить. А вот в том, какой у него ресурс – у многих возникнут разногласия. Читайте далее и мы разберемся вместе как часто нужно менять антифриз в автомобиле, как понять, что пора залить новую охлаждающую жидкость и можно ли смешивать разные антифризы.
Что такое антифриз и зачем его менять?
Углубившись в историю, мы выясним, что изначально двигатель внутреннего сгорания был с воздушным охлаждением. Т.е. его обдувало потоком воздуха, возникающим при движении и, тем самым, охлаждало. Воздушное охлаждение вскоре вытеснила более эффективная жидкостная система охлаждения двигателя.
Но и тут не сразу все пошло максимально гладко. В качестве охлаждающей жидкости изначально использовалась обычная вода, которая как известно при 95 градусах кипит, а чуть ниже 0 превращается в лед и ломает ДВС изнутри.
Все изменилось, как только был изобретен антифриз. Он имеет более широкий диапазон работы. Не замерзает при 0, а для закипания нужна температура более 100 градусов Цельсия. Основами всех антифризов, как и ранее, является очищенная вода и спирт, которым, казалось бы, нестрашно время. Но в охлаждающие жидкости добавляется масса присадок, срок годности которых ограничен. Но это не плохо. Наличие присадок в современных антифризах позволяет защищать двигатель изнутри от коррозии, образования пленки и тому подобного. Тем самым продляя срок жизни двигателя.
Единой общемировой формулы для производства антифриза нет. Стандарты качества в разных странах свои. И, к слову говоря, в нашем ГОСТе 28084-89 они уже морально устарели. Но и охлаждающие жидкости, произведенные по зарубежным стандартам, в процессе работы теряют свои свойства. Снижается защита от коррозии, повышается вспенивание, возрастает агрессивность к резине. Именно по этой причине любой антифриз необходимо периодически менять.
Периодичность замены антифриза
Как часто менять антифриз в автомобиле зависит в первую очередь от качества самой охлаждающей жидкости, условий эксплуатации и многого другого. В целом периодичность замены антифриза определяется индивидуально. И это достаточно просто объяснить.
Для примера возьмем автомобиль возрастом более 10 лет, охлаждающая система которого видела разное и даже воду. Так вот, очагов коррозии внутри системы охлаждения будет больше и, пытаясь их нейтрализовать, присадки в антифризе закончатся быстрее нежели при работе в новеньком двигателе внутреннего сгорания, который только вчера сошел с конвейера автоконцерна.
Технический регламент предписывает замену антифриза каждые 3 года или через 60 тысяч километров. В зависимости от того какой из этих факторов наступит быстрее. Но на практике это относится к абсолютно новым автомобилям, и со временем эксплуатации транспортного средства этот период сокращается. В целом необходимость сменить антифриз легко определить визуально. Если у вас это сделать не получается – просто приезжайте в автосервис, которому доверяете и слесарь с легкостью ответит на этот важный вопрос.
Подробнее о рекомендации производителей по замене антифриза
Ниже мы рассмотрим самую распространенную в мире классификацию охлаждающей жидкости. Она включает в себя 3 категории:
- G11. Красный антифриз. При производстве антифризов используются неорганические присадки, образующие внутри охлаждающей системы ощутимую тактильно пленку, которая и защищает детали системы. Рекомендованный срок замены этой жидкости 2 года или 60-120 тысяч километров. В противном случае образовавшийся защитный слой выпадает в осадок и забивает узлы и каналы охлаждающей системы.
- G12. Зеленый антифриз. Антифризы производятся с карбоновыми кислотами в качестве присадок. Отличаются данные жидкости повышенной теплоотдачей. Важным отличием от G11 является то, что они не образуют пленку по всей охлаждающей системе, а работают точечно. Очаг коррозии локализуется так, что присадки не позволяют ему разрастаться. Рекомендованный срок службы антифризов G12 составляет 5 лет или 250 тысяч километров.
- G13. Желтый антифриз. Новейшие антифризы, производимые на основе пропилен- и этиленгликолей. Действие этих жидкостей, так же как и в G12, основано на создании защитной пленки именно на очагах коррозии. Но благодаря большей стойкости присадок по сравнению с карбоновыми – они имеют еще более длительный срок эксплуатации и составляет он от 10 лет или более 250 тысяч километров. Важно отметить, что некоторые производители совсем не рекомендуют менять антифризы категории G13.
Но не стоит полностью доверять только рекомендациям завода изготовителя. Ведь условия эксплуатации автомобилей могут быть разные, да и состояние самой системы охлаждения у автомобилей отличается.
Как определить, что антифриз пора сменить?
Даже если рекомендованный заводом изготовителем срок службы антифриза еще не вышел, но уже визуально видны изменения охлаждающей жидкости – ее нужно срочно заменить. Основные признаки необходимости сменить антифриз:
- Образование мути и изменение цвета. Причиной этого будет общий износ охлаждающей системы, наличие большого количества очагов ржавчины. На эту проблему стоит обратить внимание и постоянно отслеживать состояние новой охлаждающей жидкости, не дожидаясь пока закончится рекомендованный срок службы.
- Наличие осадка в виде хлопьев. Вероятно, был долит антифриз другой категории, что и вызвало химическую реакцию.
- Образование пены. Так же как и в предыдущем пункте наиболее вероятная причина смешивание несовместимых жидкостей.
- Масляная эмульсия и запах гари. Это очень опасно так как в антифриз попало моторное масло. Просто сменой жидкости проблему не устранить. Причина этого намного глубже. Вероятнее всего пробой прокладки головки блоков цилиндров, а может быть и хуже. Это трещины в головке или самом блоке. Поэтому при обнаружении следов моторного масла в охлаждающей жидкости – отправляйте автомобиль в автосервис. И лучше на эвакуаторе.
- Наличие в жидкости желеобразных комков. Причин может быть несколько. Это низкокачественный антифриз, разбавление хорошей охлаждающей жидкости водой или просто слишком долгий срок работы антифриза, что привело к полной или частичной потере его свойств.
- Значительное уменьшение объема охлаждающей жидкости в системе. Это событие может произойти лишь если охлаждающая система не герметична. В принципе полностью менять жидкость необязательно. Необходимо найти, починить место порыва и долить антифриз до нужного объема. Но быть при это крайне внимательным, ведь смешивать можно не все охлаждающие жидкости. Об этом читайте далее.
Можно ли смешивать разные антифризы?
С точностью в 100% можно сказать, что антифризы разных цветов смешивать нельзя, так как в их основу входят присадки разных видов. В лучшем случае охлаждающая жидкость при смешивании просто потеряет все защитные свойства, а в худшем случае может образоваться осадок, который забьет охлаждающую систему и вызовет перегрев двигателя внутреннего сгорания.
Но и смесь охлаждающих жидкостей одного цвета может привести к плачевным последствиям. Для примера возьмем самый обычный антифриз G12. У него зеленый цвет он производится на основе карбоновых кислот и антифриз TOTACHI® NIROтм Long Life Coolant GREEN, производимый на основе карбосиликатов с добавлением фосфатов. И оба этих антифриза по отдельности будут прекрасно выполнять свои обязанности, но их смесь практически мгновенно выпадет в осадок, что засорит охлаждающую систему.
Будьте внимательны при выборе антифриза и особенно в том случае, если вам необходимо его не полностью заменить, а только добавить.
Как правильно заменить антифриз
В замене охлаждающей жидкости нет ничего сложного и с этим справится даже не опытный автолюбитель, но самое главное, что нужно помнить – это возможные последствия при смешивании жидкостей с разными основами присадок.
Чтобы не допустить негативных последствий, достаточно просто промыть охлаждающую систему после того как сольете отработанный антифриз.
Итог
В заключении нужно сказать, что опытный автомобилист знает, как часто менять антифриз и без проблем поймет по виду антифриза, что его нужно срочно заменить. Но если у вас не хватает знаний и опыта – обращайтесь в автосервис.