Безопасность дорожного движения зависит от многих условий, в том числе и от чистоты заднего и лобового стекла автомобиля. Важность этого фактора сложно переоценить, так как любое загрязнение уменьшает видимость и снижает обзор дороги, что в конечно итоге грозит возникновением аварийной ситуации. Вот почему в конструкции современных машин предусмотрено такое специальное устройство как стеклоочиститель. Будучи основным элементом очистительной системы, он через форсунки сбрызгивает стекло и омывает его от городской пыли, разводов и иных загрязнений. Неисправность же данного элемента всегда доставляет водителю немало проблем. Вот почему важно не только выявить, но и своевременно устранить причину поломки.
Стеклоомыватель: как устроен и принцип его работы
Конструкция омывателя не отличается особой сложностью и состоит всего из нескольких элементов:
- Пластиковый бачок, который расположен в моторном отсеке автомобиля. Он служит для хранения стеклоомывающей жидкости, а его вместимость составляет 2,5 – 5 л.;
- Насос для повышения давления, за счет работы которого происходит впрыскивание жидкости;
- Парные форсунки двух видов: струйные и веерные. Они дозировано распыляют средство, которое затем распределяется по всей поверхности специальной щеткой;
- Комплект разнообразных трубок, шлангов и деталей для подогрева.
Все омыватели отличаются друг от друга внешним видом, однако функционируют они по одному и тому же принципу работы. Моторчик под определенным уровнем давления перекачивает из резервуара к форсункам рабочую жидкость, которая в дальнейшем равномерно распределяется по всему стеклу. Орошение осуществляется до начала работы щеток стеклоочистителя, поэтому дворник при нормальном функционировании системы скользит по уже увлажненной поверхности. Электрический насос приводится в действие специальным переключателем, расположенным под рулем.
В некоторых моделях автомобиля помимо основных элементов конструкции могут также встречаться дополнительные «фишки». К ним можно отнести прежде всего усовершенствованные омыватели с функцией очистки фар и зеркал, а также датчик контроля жидкости, который сигнализирует о недостаточной заполненности бака. Последний в свою очередь значительно упрощает жизнь водителей, ведь именно отсутствие постоянного контроля над объемом очистительной жидкости в резервуарах и является наиболее распространенной причиной того, почему не работает омыватель.
Почему не работает задний и лобовой омыватель
Омыватель, как и любая другая деталь автомобиля, требует постоянной диагностики. Его техническое состояние и работоспособность элементов необходимо регулярно проверять дабы не столкнуться с непредвиденной поломкой. Однако если устройство все же вышло из строя, нужно в первую очередь верно определить причину, почему стеклоочиститель перестал работать. Как уже было сказано ранее, самым частым виновником неисправности является недостаточная заполненность бака. Если же уровень омывающей жидкости в норме, то скорее всего проблема кроется (заключается, состоит) в механике или электрической части системы.
Механические неисправности
1. Забились форсунки. Поступлению омывайки может мешать недостаточная проходимость самих форсунок. Часто это связано с тем, что бачок заполняется простой водой, из-за чего в трубках скапливается грязь и образуется ржавчина. Сигнализирует об этой проблеме неравномерное впрыскивание жидкости на ветровое и заднее стекло: сначала струя идет интенсивно, через некоторое время неровно, а затем и вовсе перестает подаваться.
2. Отсоединился шланг. Другой причиной, почему не работает омыватель лобового стекла, может являться разгерметизация и ослабление соединительных штуцеров. Езда по бездорожью и ухабистой дороге часто приводит к тому, что трубки очистительной системы деформируются и отрываются.
3. Повредился сам корпус. Стеклоомыватель, как и любая деталь автомобиля, с течением времени изнашивается и становится более чувствительной, поэтому при небрежном обращении на нем легко образуются трещины и сколы, из-за чего и не работает омыватель заднего и переднего стекла.
В зимний период одной из причин неисправности может также служить замерзание жидкости в бачке, в результате чего насос продолжает работать, а омывающее средство на стекло не попадает. Именно поэтому зимой автомобилистам рекомендуется перейти на зимний раствор — незамерзайку. Если же жидкость все же заледенела, необходимо прогреть машину или пригнать ее в теплое помещение.
Электрические неисправности
Если ни один из вышеперечисленных пунктов к Вам не относится, то скорее всего проблема связана с электрической частью системы.
1. Перегорел предохранитель. Удостовериться в этом можно простой заменой аналогичной рабочей детали. Если и после этого действия не работает омыватель стекла, продолжаем поиски первопричины поломки.
2. Окислились клеммы насоса. В этом случае необходима зачистка или полная замена окисленных частей, так как без этого мотор просто не сможет качать жидкость.
3. Не работает моторчик омывателя лобового и заднего стекла. Для установления точности догадки необходимо с помощью мультиметра проверить уровень напряжения в моторе.
4. Вышел из строя выключатель устройства. Для точной диагностики работоспособности данного элемента необходимо обратиться к автомеханику.
Как устранить неисправности?
Так что же делать, если перестал работать омыватель? Большинство причин поломки стеклоочистителя можно устранить самостоятельно путем простой замены или ремонта отдельных деталей системы. Если нарушена целостность или произошла частичная деформация соединительных трубок, необходимо присоединить новые шнуры. Если же причина кроется в неисправности самого моторчика, то в этом случае целесообразнее будет полностью заменить устройство. Что бы же не столкнуться с проблемой поломки, необходимо следовать простым рекомендациям эксплуатации. Во-первых, не перегружать систему и впрыскивать жидкость короткими импульсами в течение 3 секунд, благодаря чему можно избежать быстрого изнашивания деталей. Во-вторых, не забывать менять омывающую жидкость со сменой сезона и постоянно следить, чтобы ее уровень в бачке был не ниже критической отметки.