Двигатель – важная составная часть машины, ведь благодаря ему транспортное средство приходит в движение. Немудрено, что именно перегрев ДВС достаточно часто встречающаяся причина поломки агрегата, ремонт которого обойдется достаточно дорого. Поэтому водителю лучше периодически проверять работу мотора.
Движок состоит из разных механизмов и систем. Температура является главным фактором, влияющим на его работу. К примеру, если мотор прогрет плохо, топливная смесь не может преобразоваться в цилиндрах нужным образом, это приводит к утрате мощности и быстрому износу агрегата. Ну а с перегревом дело обстоит плачевнее. Ведь перегрев способствует деформации головки блока цилиндров, что ведет к разгерметизации охладительных и смазочных систем. Разгерметизация, в свою очередь, понижает уровень охлаждающей жидкости и повышает расход масла. В случае худшего варианта событий: упругость поршневых колец теряется, повреждаются стенки цилиндров – движок в итоге заклинит.
Когда при движении авто горит лампочка температуры, необходимо, чтобы часть тепла перешла от мотора на систему отопления. Для этого отопительную систему надо включить в полную мощность. После остановиться, и не выключая зажигание, открыть капот и проверить работу вентилятора. Затем заглушить автомобиль и проверить температуру радиатора, осторожно потрогав его рукой. Горячий – указывает, что проблема в водяном насосе, а не нагретый – в термостате. Когда двигатель совсем остынет, нужно долить охлаждающую жидкость до пределов нормы.
Признаки перегрева двигателя:
- Стрелка на панели приборов, стремящаяся в красную зону;
- Загорается лампочка индикатора температуры на приборной панели и продолжает гореть – это сигнал, что уровень охлаждающей жидкости очень низкий;
- Когда одновременно горят индикаторы перегрева и отсутствия заряда аккумулятора, это указывает, что оборвался ремень генератора, который приводит в движение и помпу;
- Из-под капота появляется пар;
- Вибрация, вследствие кипения охлаждающей жидкости (антифриза);
- Снижение мощности;
- Двигатель не работает
Чем может грозить перегрев двигателя?
Перегрев – проблема серьезная, лучший способ избежать ее – периодически проверять состояние мотора. Конечно, многое еще зависит именно от степени перегрева движка.
Принято различать:
- Слабый перегрев – это время работы двигателя на повышенной температуре в пределах 6-11 минут. Причин перегрева может быть много, важна максимально быстрая реакция водителя, ведь каждая секунда дорога. Поэтому надо сразу же заглушить автомобиль. Обычно, такой перегрев не несет никаких последствий, в редких случаях, слегка могут оплавится поршни. В случае, если же вдруг был заметен дым, транспортное средство стоит отправить на СТО для диагностики.
- Средний перегрев – время работы мотора на завышенной температуре составляет большедвадцати минут. Возможные последствия: головка блока цилиндров может быть искривлена; в ГБЦ образуется трещина, либо прогорит прокладка; могут поддаться разрушению перегородки между кольцами на поршнях; сальники станут допускать течь масла.
- Сильный перегрев влечет за собой серьезные последствия, детали ДВС приходят в негодность.
Обычно развивается следующая ситуация:
Поршни не охлаждаются, поэтому происходит их сильнейший перегрев, они плавятся и прогорают, расплавленная алюминиевая масса липнет к цилиндрам, что ухудшает ход поршня, увеличивая его уничтожение. Есть вероятность, что мотор заглохнет. В свою очередь моторное масло, под воздействием высоких температур, становится подобное воде, детали перестают смазываться, в коренных и шатунных вкладышах происходит процесс плавки, они липнут к коленвалу, проворачиваются, на шатунах, либо же в блоке. Головка блока цилиндра, вследствие высоких температур, поддается деформации, клапаны приходят в негодность, вылетают их гнезда. Двигатель, вверху, издает резкий стук. Далее выходит из строя, под воздействием поршня, коленвал – ломается на две части. Стенка блока пробивается поршнем, что ведет движок к разрушению.
Самые распространенные причины перегрева двигателя
- Антифриз плохого качества;
- Охлаждающая жидкость имеет низкий уровень;
- Загрязненный радиатор;
- Разгерметизация системы плюс утечка жидкости;
- Неправильное переключение коробки передач;
- Система охлаждения имеет неисправности;
- Камера сгорания перегрелась изнутри
Антифриз плохого качества
Антифриз для системы охлаждения машины может изначально иметь плохое качество, либо же быть сильно разведенным водой.
Охлаждающая жидкость имеет низкий уровень
Обычно такая проблема возникает, у водителей, которые редко проверяют уровень антифриза и заглядывают под капот лишь в зимний период года. Поэтому нужно не забывать, что стоит контролировать уровень охлаждающей жидкости.
Загрязненный радиатор
Радиатор системы охлаждения машины расположен неудобно, поэтому непросто прозондировать его состояние. А меж тем, загрязнение ведет к нарушению процессов теплообмена и значительно увеличивает вероятность перегрева.
Засорение возможно изнутри, из-за присадок охлаждающих жидкостей, если не менять антифризы в указанный срок. А может быть и снаружи, это более распространенный вариант. В очень узкие ячейки сот радиатора залетает грязь, тополиный пух, на них может оседать пыль, а если происходит контакт с водой и нагревание, то получаются достаточно сильные уплотнения. Очистка их струей воды под небольшим напором или сжатым воздухом, обычно, малоэффективна. Поэтому лучше демонтировать и хорошо промыть радиатор.
Разгерметизация системы плюс утечка жидкости
Частые причины перегрева двигателя – ослабление соединительных элементов; стирание резинки на помпе; трещины в соединительных шлангах; выход из строя крана отопителя.
Неправильное переключение коробки передач
Такая причина происходит вследствие частого вождения на низких передачах, с высокими оборотами мотора.
Система охлаждения имеет неисправности
Все элементы системы охлаждения выполняют конкретные задачи, поэтому в случае выхода из строя какого-то из элементов происходит сбой в работе всей системы. Например: выход из строя термостата, насоса, датчика температуры, вентилятора.
Камера сгорания перегрелась изнутри
Поступления топлива в камеру сгорания в избытке, не дает возможности сгореть ему за один цикл работы агрегата, и оно догорает в следующих циклах. В последствии появляется перегрев камеры сгорания изнутри. Преимущественно, такой исход событий актуален для дизельных моторов.
Как предотвратить перегрев?
Профилактика перегрева автомобиля включает в себя такие действия:
- Своевременное обслуживание машины;
- Необходимо использовать качественное масло и топливо. Подходящие варианты горюче-смазочных материалов указаны в инструкции к машине;
- Периодически проводить контроль уровней техжидкостей;
- Своевременно проводить замену неисправных деталей системы охлаждения транспортного средства;
- Правильно производить регулировку зажигания и диагностику натяжения ремня помпы;
- Отказаться от присадок в моторном масле либо минимизировать их.
Что делать, если ДВС начал перегреваться?
При обнаружении перегрева машину надо поставить на обочине. Если на датчике температура выше 120 градусов, единственное правильное действие – заглушить двигатель. Нужно выключить отопитель и кондиционер, поставить машину на ручной тормоз, выключить фары, остановить работу ДВС, повернув ключ в замке зажигания из положения «два» в положение «один», после вытащить ключ из замка.
Некоторые автолюбители советуют аккуратно открыть капот, с целью охлаждения двигателя. Затем проверить уровень антифриза, если его недостаточно – долить (доливать только при полностью остывшем движке, чтобы не было трещин мотора или его деформации). Если нет охлаждающей жидкости, допускается использование чистой воды. Можно попробовать запустить движок, если во время следующего прогрева в расширительном бачке слышится сильное бурление – это признак прорыва газов в систему охлаждения двигателя. Что опасно для дальнейшего продвижения авто. Если бурления не слышно, аккуратно, наблюдая за температурой, можно продолжить движение к ближайшему автосервису, при этом исключая повышенные нагрузки на движок (следует избегать резких ускорений).
Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?
В ситуации, когда перегрев двигателя серьезный, лучше не рисковать, а вызвать эвакуатор, который доставит Ваш автомобиль на СТО. В редких случаях (если перегрев не сильно серьезный и температура двигателя повышается медленно) используют такой способ: машину приводят в движение движком до того времени, пока температура не станет выше, дальнейшее передвижение производится накатом, при этом зажигание выключено; когда температура понизилась, возможно снова продолжить движение. На спусках необходимо быть осторожным, двигаться на включенной передаче.