Мощность двигателя упала? Наблюдаете постоянный перерасход бензина и снижение динамических характеристик машины? Скорее всего это произошло из-за неисправности датчика коленвала. Если вовремя не принять меры, двигатель может полностью выйти из строя. В статье мы подробно разберем основные функции, рассмотрим разные виды и научимся самостоятельно проводить диагностику и устранять поломку.
Где находится, его внутреннее устройство и основные функции
Датчик положения коленвала или ДПКВ отслеживает угол наклона, положение в котором сейчас находится коленвал, частоту его вращения. Полученная информация передается на блок управления, а оттуда в двигатель. Это обеспечивает корректную работу системы зажигания, питания и газораспределения в автомобиле.
Где находится датчик коленвала? Это небольшое устройство играет ключевую роль в нормальном функционировании системы силовой установки машины, поэтому производители располагают его в удобном и доступном месте. Положение может меняться в зависимости от типа двигателя или марки автомобиля.
Характерное расположение, для большинства транспортных средств: недалеко от блока цилиндров или коленчатого вала. Датчик коленвала имеет отличительную особенность – длинный провод, соединяющийся на нем с фишкой питания.
Если у вас не получилось самостоятельно обнаружить датчик, попробуйте изучить техническую документацию или обратитесь за помощью в интернете
Типы датчиков синхронизации
К наиболее распространенным относятся три варианта ДПКВ:
- Датчик Холла. Назван в честь эффекта физики. Принцип работы: установленный на устройстве магнит, проходя специальный датчик, способствует возникновению постоянного тока, который далее фиксируется синхронизирующим диском. Второй по популярности прибор для измерений.
- Индуктивный. Для работы используется магнитный материал со специальной, намотанной на нем медной проволокой. Измерения напряжения происходят на ее концах. Он фиксирует в каком положении находится коленвал, его скорость. Именно этот тип можно встретить в большинстве современных автомобилей.
- Оптический. Основой работы механизма является светодиод. Излучаемый свет фиксирует специальный приемник. Когда луч попадает на контрольную точку, он прерывается, система это регистрирует и передает информацию дальше.
Как заметить неисправность, симптомы поломки
Внутреннее устройство датчика коленвала очень простое, поэтому перед поломкой не будет каких-то симптомов или ошибок, он просто перестанет работать. Если ДПКВ вышло из строя, то ремонт не поможет. Деталь относится к типу неремонтируемых поэтому если проверка выявит неисправность, происходит замена элемента.
Специалисты выделяют несколько причин поломки: механическое воздействие, повышенная влажность, резкая смена температуры и нагрузки при высоких температурных показателях. Все это приводит к проблемам в работе автомобиля.
Тип используемого датчика не как не влияет на признаки поломки. К наиболее характерным симптомам относят:
- двигатель не заводится;
- нетипичная работа, скачки оборотов при движении и без нагрузки;
- повышение мощности ведет к детонации мотора;
- тяговые показатели снижаются (это не всегда поломка датчика, но причина обратится в сервис для дополнительной диагностики).
Поводом для беспокойства также является загоревшийся знак «Проверьте двигатель» или отсутствие искрообразования.
Но не спешите бежать менять деталь при этих признаках, они могут присутствовать и при других поломках. Чтобы точно выявить причину – проведите диагностику машины. Такой подход поможет сэкономить время и деньги на будущий ремонт.
Как проверить датчик коленвала?
Проверять технику «на глаз» сложно и недостаточно эффективно. Этот вариант подходит, чтобы исключить возможные механические повреждения, например трещины или изменение зазора наконечника и зубчатого кольца.
Есть несколько вариантов, способов диагностики, которые помогут определить в чем причина неисправности и связана ли она с ДПКВ.
Осциллограф
Осциллограф позволяет провести проверку двумя способами: при заглушенном и работающем моторе.
Первый способ измерения проходит в условиях выключенного двигателя, но при работающем зажигании. Датчик нужно вытащить и приложить к контактам устройство измерения. Далее вы проводите металлическим предметом вдоль торцевой части осциллографа. Датчик должен среагировать и тогда на экране сенсора появятся соответствующие значения.
При включенном двигателе, показатели будут более точные. Вы увидите, как работает контроллер, график амплитуды его электромагнитного поля. Волны должны быть ровными с симметричными паузами. Большое количество пробелов, неровные края сигнализируют о механической поломке. Скорее всего повреждены или стерты зубцы маховика, поэтому датчик работает некорректно.
Мультиметр
Этот прибор производит проверку в режиме измерения сопротивления. После извлечения датчика, в щупы вставляют контакты мультиметра. А показатели устанавливают на верхние значения в две тысячи Ом. Если в процессе диагностики были зафиксированы меньшие цифры, значит дело в нарушении изоляции катушки и датчик придется заменить.
Проверка омметром
Нет мультиметра, но есть омметром? Выполняйте измерения на нем. Заглушив мотор, дотроньтесь до контактов в разъеме выводами прибора. Если деталь рабочая, показатели будут в пределах 500-700 Ом. Высокое сопротивление говорит о проблемах с проходом тока, а низкие о повреждении обмотки.
Диагностический сканер
Это вариант для тех, кто разбираются в автомобилях на более профессиональном уровне. Диагностический сканер отличный вариант для проверки работы не только коленвала, но и двигателя. Он располагается в разъеме автомобиля, далее идет синхронизация с ПК по Wi-FI или блютуз. Используется специальная программа, задача которой находить ошибки и выводить их на экран. Если выявлены неисправности, система отобразит их в виде специальных кодов: Р0335 и Р0336.
Гаечный ключ
Если вы оказались в ситуации, что машина не заводится, а устройств для проведения диагностики нет, то вам подойдет этот способ. Хорошо, если в процессе кто-то будет помогать.
Алгоритм действий:
- Найдите датчик и снимите фиксирующий болт.
- Извлеките его наружу, очистите.
- Включите зажигание.
- Для лучшей слышимости рекомендовано снять подушки на заднем сидении.
- Гаечный ключ прикладывается к торцу.
- Помощник слушает, включится ли бензонасос.
Работающий насос – датчик исправен, в противном случае – сломан.
Варианты устранения неисправностей
Поломка может произойти неожиданно и даже выявив причину, произвести замену детали в тот же момент может быть невозможным. Чтобы не стоять на месте, судорожно думая куда бежать, как экстренно добраться до Москвы или другого крупного города, попробуйте решить проблему самостоятельно. Если дело в контактах или катушке, это вполне реально.
Чистка от грязи
Одной из популярных поломок является загрязнение сенсора. Это может быть смазка, которая потом смешивается с песком и тд. Это негативно влияет на работу датчика коленвала. Вытащите устройство и протрите от загрязнений, после чего попробуйте завестись повторно.
Обрыв контакта
Внутренние повреждения провода совсем не редкая проблема. Долгий срок эксплуатации может привести к поломке проводника. Чаще всего, такое происходит в местах сгибов.
Зачистив изоляционный материал, соедините два конца и замотайте изолентой. Это временная мера, чтобы вы могли доехать до сервиса.
Зачистка контактов
На новом аппарате резиновые уплотнители хорошо защищают контакты от грязи. Со временем происходит их деформация и грязь, вода и пыль с дороги, запускают процесс коррозии.
Для чистки используют наждачную бумагу, свернутую трубочкой, так как добраться до контактов может быть сложно.
Сопутствующие проблемы
Механическое повреждение маховика, например отсутствие части зубьев, влияет на данные, передаваемые на электронный блок управления, путая систему. Ремонт будет возможен только с привлечением специалистов.
Устройство ДМРВ, проводящее измерение расхода воздуха, при некорректных показаниях влияет и на датчик коленвала.
Деформация маховика, изгиб цифрой восемь сбивает датчик, мешая ему правильно работать.