Коробка передач в автомобилях предназначена для изменения силы тяги на ведущих колёсах и скоростей движения транспортного средства за счёт увеличения (либо же уменьшения) передаточного числа. Это элемент трансмиссии, который используется в колёсных и гусеничных транспортных средствах. Хоть коробка передач считается одной из наиболее устойчивых частей авто и неисправность КПП — явление редкое, но всё же это одна из самых нагруженных систем автомобиля, с которой может произойти внезапная поломка.
Современные технологии позволяют доносить до водителя информацию о неисправности коробки передач через датчики и сообщения на панели управления, дисплеи, но часто сообщения о проблемах ошибочны или не носят конкретного характера, поэтому точная причина поломки выясняется в сервисном центре. В сервисном центре мастер сможет провести профессиональную диагностику КПП при помощи компьютерного оборудования и выяснить точную причину неисправности, произвести качественный ремонт.
Но как своевременно узнать, что автомобиль нуждается в диагностике и не переживать за безопасность при езде? Мы расскажем о популярных типах КПП, перечислим их признаки неисправностей, расскажем о причинах.
Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач (или АКПП) — широко распространённый тип коробок передач в современных автомобилях. Устройство и автоматический механизм её работы позволяют в процессе управления транспортом самостоятельно коробке передач определить максимальное подходящее и доступное передаточное отношение. Таким образом, основной плюс автоматической коробки заключается в её возможности автоматически переключаться с одного передаточного отношения на самое оптимальное. Процесс трогания с места упрощается для водителя. АКПП позволяет оптимально подстроить внешнюю скоростную характеристику двигателя. Водителю остаётся лишь задать необходимую скорость для передвижения авто, а коробка передач будет осуществлять переключение в зависимости от условий.
Признаки неисправности АКПП
Если коробка передач стала себя нетипично вести, то это может свидетельствовать о наличии неисправности. Признаки поломки коробки-автомат всегда типичные:
- в процессе движения или в самом начале ощущается вибрация, проходящая по кузову;
- появились стуки, скрежет и запах гари, которых ранее не было;
- замечается пробуксовка;
- переключение передачи задерживается и происходит её залипание, а также может полностью отсутствовать одна или несколько передач;
- на панели приборов появилось сообщение «check» или «Системная неисправность», а также сигналы может подавать лампочка на панели приборов;
- автомобиль не может нормально разогнаться после того, как водитель нажал на педаль тормоза.
Ещё один признак неисправности: авто может ехать нормально, но на длительном подъёме на последней скорости может начаться пробуксовка и в результате раньше времени коробка передач переключается на пониженную скорость. Также при замене масла и снятии поддона стоит обратить внимание на количество стружки на магнитах (или же на поддоне), большое количество которой свидетельствует о поломке.
Причины неисправностей коробки-автомат
В АКПП сломаться может всё, что угодно. Разберём наиболее распространённые причины неисправностей и перечислим элементы, которые чаще всего выходят из строя.
- Состояние масла
Трансмиссионная жидкость (или масло) считается важнейшим элементом в работе коробки передач, который контролирует температуру, передаёт давление, смазывает детали, которые трутся друг о друга, вызывают включение передачи и в целом становится основой для функционирования гидротрансформаторов. Жидкость имеет свой ресурс и со временем теряет свои физические и химические свойства. Некачественное масло приводит к неисправностям коробки передач.
- Перегрев
Коробка передач может перегреться, в результате чего плавятся пластиковые части, выходят из строя компоненты даже из металла. Перегрев может быть связан с проблемами с радиатором, а также с низким качеством, загрязнённостью или недостатком масла.
- Неисправность гидротрансформатора
О неисправностях с гидространсформатором будет свидетельствовать проблемы, возникающие при переключении передачи. Обычно происходит затруднительная работа коробки передач: передачи переключаются с заминкой или могут выпадать. Гидротрансформатор является пригодной для ремонта деталью.
- Проблемы с гидроблоком
Гидроблок принимает на себя многочисленные высокие нагрузке, в результате чего элемент в скором времени выходит из строя.
Механическая коробка передач
Механическая коробка передач (или МКПП) производит переключение передач исключительно при помощи механического привода. Водитель всегда полностью управляет работой МКПП. Водитель, вне зависимости от типа транспорта, должен самостоятельно, используя прикладной опыт езды, понять, какую выбрать передачу под его условия движения в данный момент. Часто при переключении передач водитель параллельно может задействовать сцепление.
Признаки неисправностей механической коробки автомобиля
Механизм подвержен естественному износу. Однако та или иная неисправность будет сопровождаться определёнными признаками. Рекомендуем обратить внимание на следующее:
- коробка передач может издавать шум в процессе работы двигателя или даже при нейтральном положении рычага для переключения передач;
- при работающем двигатели только на одной из передач также можно услышать шум;
- при работающем двигатели можно прочувствовать вибрации кузова;
- из коробки утекает масло;
- переключение передач происходит с затруднением или вовсе невозможно;
- одна или сразу несколько передач самопроизвольно выключаются.
В целом, могут проявляться и признаки неисправности автоматической коробки передач, которые будут свидетельствовать о проблеме.
Причины поломки МКПП
Способы устранения неисправностей, так как они, в большинстве своем, требуют высокой квалификации и навыков ремонта автомобилей. Лишь некоторые операции может провести даже неподготовленный автовладелец — это замена и заливка масла, а также замена деталей привода включения передач. При обнаружении других неисправностей МКПП имеет смысл обратиться в автосервис.
Мы расскажем только о причинах поломок МКПП, но не о способах их устранения. Для устранения причин неисправностей нужна помощь высококвалифицированная помощь специалиста. В очень редких случаях неподготовленный водитель может произвести устранение неисправности. К причинам поломки МКПП следует отнести следующее:
- поломка или износ синхронизатора, зубьев шестерни передачи, разрушение подшипника выходного вала, либо же подшипника ведомой шестерни;
- у сцепления присутствуют свои неисправности или не до конца было произведено выключение сцепления;
- поломалось блокирующее устройство или деформировалось;
- болты крепления коробки к двигателю произвели самопроизвольное отворачивание;
- режим работы двигателя на холостом ходу был нарушен;
- произошёл износ или повреждение масляных уплотнительных колец, пробок и сальников;
- в коробке слишком много или, наоборот, мало масла;
- произошла поломка или загрязнение сапуна;
- шестерёнки заклинили.
При обнаружении неисправностей рекомендуем незамедлительно обратиться к специалистам в автосервис.
Внешние признаки и соответствующие им неисправности механической коробки передач
Признаки | Неисправности |
шум в нейтральном положении | износ подшипника ведущего вала; низкий уровень масла в коробке |
шум при включении передач | износ или деформация блокирующего устройства; износ муфт синхронизаторов; ослабление резьбовых соединений крепление коробки передач; неполное выключение сцепления |
шум при работе коробки | износ подшипников; износ муфт синхронизаторов; низкий уровень масла в коробке |
затрудненное включение передач | износ муфт синхронизаторов; износ шестерен; низкий уровень масла в коробке; износ или повреждение штока переключения; ослабление крепления или повреждение троса (тяги) привода; неполное выключение сцепления |
самопроизвольное выключение передач | ослабление резьбовых соединений крепление коробки передач; заедание троса (тяги) привода; износ муфт синхронизаторов; износ шлицевых соединений муфт синхронизаторов; износ шестерен; износ штока переключения; износ вилки переключения; износ подшипников ведомого (промежуточного) вала |
подтекание масла | ослабление резьбовых соединений крепления коробки передач; износ сальников |
Вариаторная коробка
Вариаторная коробка передач (или CVT) представляет собой особую механическую конструкцию, которая нужна для того, чтобы передавать усилия двигателя к колёсам, используя бесступенчатый способ. Классический вариатор представлен двумя раздвижными шкивами, которые соединяются при помощи клиновидного ремня.
Признаки поломки вариаторной коробки
Признаки поломки могут совпадать с перечисленными выше признаками коробок других типов. Но есть ряд исключительных признаков, которые указывают на необходимость срочной диагностики или принятия других мер, которые нужны для устранения причин неисправностей:
- в процессе движения можно услышать странный гул;
- транспортное средство может начать движение, когда происходит включение нейтральной передачи;
- трансмиссия не откликается при попытке использования ручного режима для управления;
- могут фиксироваться рывки корпуса автомобиля, когда происходит переключение передачи с нейтральной на движение или же задний ход.
Для более точной диагностики нужен не только визуальный осмотр, но и компьютерный.
Причины неисправностей в CVT
Главная причина любой неисправности заключается в не соблюдении правил эксплуатации. Возможно, водитель нарушает цикл периодичности замены рабочей жидкости, а также фильтрующего элемента. Нельзя использовать жидкость низкого качества, также недопустим агрессивный стиль вождения. Вариаторная коробка передач очень прихотлива и не любит вождение с максимальной скоростью (или мощностью) на протяжении длительного времени. Причинами неисправностей могут служить резкие торможения, которые, в том числе, связаны и с наездом транспортным средством на препятствия. Коробка передач перегревается, в результате чего конструктивные элементы подвергаются повышенному и преждевременному износу.
Роботизированная коробка передач
Роботизированная коробка передач (иногда называется коробкой-роботом или ДСГ) имеет конструкцию узла, который ответственен за редукцию и дробление силового диапазона по передачам. Хоть коробка передач и выглядит как механическая, но на самом деле работает без вмешательства водителя автомобиля в процесс переключения.
Признаки неисправностей роботизированной коробки
Все поломки, которые происходят с роботизированной коробкой передач, делятся на те, которые появились в результате частой эксплуатации, которая приводит к механическим повреждениям. Также неисправности могут быть связаны со сбоями в работе ЭБУ и других электронных устройств. Признаками неисправностей роботизированной коробки передач являются:
- на приборной панели загорается лампочка или появляется сообщение, которое сигнализирует о неисправности;
- водитель обнаружил утечку масла из коробки;
- в процессе движения автомобиля при работе трансмиссии слышатся посторонние странные звуки;
- автомобиль не трогается с места, даже если педаль тормоза опущена и включена скорость;
- когда водитель нажимает педаль газа, тогда транспортное средство может не разогнаться или же набирать скорость медленно.
В некоторых случаях трансмиссия может начать самостоятельно переключаться.
Причины возникновения неисправности ДСГ
Причинами неисправностей может служить типичный износ деталей, узлов и отдельных компонентов коробки, что является следствием нерегулярного или некачественного обслуживания. Водитель может нарушать установленные правила эксплуатации транспортного средства. Например, коробка-робот не терпит агрессивного стиля вождения, не любит буксировку, плохо справляется с бездорожьем. Если говорить общем, то причины неисправностей роботизированной коробки почти не отличаются от предыдущих.