Есть водители, которые не обращают внимания на неисправность кондиционера в авто, пока не наступит летняя жара, но это неправильно. Поломка может свидетельствовать об утечке фреона из системы кондиционирования, а это уже очень опасно. Поэтому не будем подвергать опасности свое здоровье и здоровье близкий людей, проведем диагностику и ремонт кондиционера прямо сейчас. Легкие скажут вам за это спасибо.
Почему сломался автокондиционер
За охлаждение воздуха в авто отвечает сложная система, которая может состоять из нескольких десятков элементов. Поломка каждого из них приведет к тому, что живительная прохлада престанет поступать в салон. В этой статье мы рассмотрим самые частые поломки системы кондиционирования автомобиля.
Утечка хладагента
В основе работы кондиционера лежит принцип перехода хладагента (фреона) из жидкого состояния в газообразное. Если уровень жидкости будет низким, эффективность кондиционирования упадет, или оно прекратиться вовсе. Это очень частая проблема, поэтому начинать диагностику кондиционера лучше всего с проверки давления в контуре.
Обратите внимание! Низкий уровень фреона не обязательно свидетельствует о неисправности. Даже новые машины теряют свой хладагент в течение пяти лет, а старые рекомендуется заправлять каждый год.
Если после заправки кондиционер некоторое время проработал в обычном режиме, но потом опять начал капризничать, это значит, что в системе появилась утечка. Необходимо найти ее и устранить ее, а потом заправить кондиционер новым хладагентом. Вы можете сделать это самостоятельно или обратившись на СТО (услуга недорогая).
Забился салонный фильтр
Салонный фильтр – это барьер, защищающий радиатор конденсатора и салон машины от уличной грязи. Когда он забивается, воздух перестает поступать снаружи, и эффективность системы кондиционирования падает.
Это частая проблема. Первым делом вам нужно убедиться, что проблема именно в фильтре. Для этого извлекаем его и включаем кондиционер. Если заработал, значит – проблема найдена, больше ничего не нужно проверять.
Забился испаритель
Если ездить без салонного фильтра, рано или поздно это приведет к тому, что грязь забьет радиатор испарителя. Именно эта деталь отвечает за охлаждение поступающего в салон воздуха, поэтому кондиционер работать не будет. Чтобы решить проблему, нужно снять испаритель, а потом очистить его вручную.
Скорей всего для этого нужно снимать приборную панель, поэтому приступайте к работе только убедившись, что проблема именно в испарителе. Обычно загрязнение этого устройства сопровождается неприятным запахом.
Непроходимость системы
Нарушение циркуляции охлаждающей жидкости происходит из-за появления внутреннего налета или физического повреждения деталей кондиционера. В первом случае проблема легко решается прочисткой кондиционера специальной жидкостью и заменой фильтра-осушителя. Во втором – заменой поврежденных деталей. Если вовремя не устранить образовавшийся затор, это приведет к более серьезным неисправностям, вплоть до поломки компрессора.
Поломка компрессора
Компрессор – надежная деталь, которая редко беспокоит автовладельцев, однако он тоже не застрахован от поломок. Обычно они случаются из-за выработки ресурса или неправильной эксплуатации. Например, из-за долгого простоя. Рекомендуется хотя бы раз в месяц запускать кондиционер, чтобы этого не допустить. Единственный способ решить проблему – заменить компрессор в сборе.
Порвался приводной ремень
Еще одна частая поломка – ослабший или порвавшийся приводной ремень. Определить эту поломку проще всего, исправить тоже несложно. В первом случае нужно просто подтянуть ремень. Во втором – заменить его. Чтобы не лишиться кондиционера во время поездки, нужно регулярно осматривать ремень на предмет повреждений.
Поломка/засорение конденсатора
Конденсатор – самая уязвимая часть системы, будучи расположенным перед радиатором автомобиля, он принимает на себя поток грязи и летящие из-под колес камешки. Когда соты забиваются, эффективность кондиционирования падает, также это может привести к более серьезным поломкам. Прочистить конденсатор можно при помощи зубочистки и моющего средства. Помятые соты также легко исправляются. Чинить сквозные отверстия не рекомендуется, лучше заменить конденсатор.
Неисправный фильтр-осушитель
Фильтр-осушитель служит для очистки хладагента и удаления воды из него влаги. Это расходник, менять который рекомендуется каждые два года. Иногда фильтр выходит из строя раньше срока (причина в том, что владелец авто использует некачественный фреон). На неисправность фильтра указывают такие признаки, как перебои в работе кондиционера, а также появление инея на шлангах.
Сломался терморегулирующий вентиль
Терморегулирующий вентиль (или расширительный клапан) регулирует давление хладагента в системе. Неисправность этого устройства может приводить к тому, что кондиционер автомобиля начнет работать с перебоями, а патрубки начнут покрываться инеем.
Бывает, что клапан заедает из-за его неправильной регулировки или загрязнения хладагента. Но также причиной может быть повреждение клапана. В таком случае остается только заменить его, пока неисправность не привела к повреждению других частей кондиционера.
Отказ вентилятора
Вентиляторы кондиционера – надежные устройства, однако им приходится работать в экстремальных условиях, поэтому иногда она тоже выходят из строя. Это может произойти из-за неисправной проводки, поломки электродвигателя, износа подшипника или поврежденных лопастей.
Неисправный вентилятор выдает себя гулом при включении кондиционера, тяга будет слабой. Кроме того, кондиционер будет периодически отключаться. Решение проблемы – замена вентилятора или ремонт проводки, если проблема в ней.
Отказ датчика давления
Этот датчик отслеживает давление в системе, отключая кондиционер в случае необходимости. Если он выйдет из строя, например, из-за загрязнений или физического износа, кондиционер перестанет работать. Определить неисправность можно при помощи компьютерной диагностики – достаточно считать ошибки. Для решения проблемы нужно заменить датчик на новый. После чего необходимо включить кондиционер и проверить его работоспособность.
Неисправные датчики в салоне
Если автомобиль оснащен климат-контролем, то работой кондиционера будет управлять ЭБУ, принимающий сигналы с датчиков в салоне. В случае поломки электронного устройства, кондиционер начнет работать некорректно или перестанет включаться вовсе.
Чтобы выявить проблему, необходимо считать ошибки при помощи сканера, затем заменить вышедший из строя датчик. Иногда перебои в работе кондиционера происходят из-за неисправной проводки или даже ЭБУ.
Не работает муфта компрессора
Муфта компрессора соединяет компрессор и двигатель при включении кондиционера. Это устройство позволяет избежать постоянного зацепления компрессора, продлевая его ресурс. Но основной задачей муфты все же является экономия топлива.
В случае выхода муфты из строя, кондиционер перестанет работать. На неисправность муфты обычно указывает гул сломанного подшипника. Иногда ломается электромагнит, это может сопровождаться дымом и запахом горелой электропроводки.
Единственный способ исправить неполадку – заменить муфту на новую. Ремонтировать это устройство нецелесообразно. Муфта стоит не так дорого, а найти детали для ее ремонта очень сложно.
Как защитить кондиционер
Большая часть проблем, связанных с системой кондиционирования, возникают из-за ошибок водителей. Все, что вам нужно сделать, это запомнить шесть простых правил:
- Необходимо как минимум раз в неделю включать систему кондиционирования, чтобы осушить воздух в салоне и дать поработать основным узлам. Достаточно 10-15 минут. Длительное бездействие может привести к тому, что компрессор заклинит сразу после запуска.
- Включать автомобильный кондиционер зимой можно только после полного прогрева салона.
- Минимум раз в пять лет нужно проводить промывку кондиционера специальными средствами, это позволит защитить водителя от плесени и грибка, которые образуются в системе.
- При мойке автомобиля нужно всегда нужно тщательно промывать решетку конденсатора.
- Заправлять фреон нужно в автосервисе, где есть специальное оборудование. Это позволит избежать повреждения системы.
- Нельзя включать кондиционер при наличии неисправностей или обнаружении утечек фреона. Это может привести к еще большим поломкам.
На этом все, теперь вы знаете, почему у вас не работает кондиционер в машине и как это исправить. Конечно, гораздо проще соблюдать правила, тогда летняя жара не будет вас беспокоить во время поездок.
На самом деле ничего сложного здесь нет, но у новичков за рулем и граждан, которые до этого ездили только на машинах без кондиционеров, возникают трудности в первое время.